Сегодня отношения между людьми, даже экономическими партнерами, не так формальны и строги, как в 20-ом и 19-ом веках, и современный деловой этикет носит рекомендательный и добровольный характер и служит следующим целям:
- произвести положительное впечатление на нового контрагента либо «сохранить лицо» в процессе коммуникации с крупными бизнесменами, высокопоставленными лицами, иностранными инвесторами и т.д.;
- создать репутацию успешного и профессионального предпринимателя;
- дисциплинированность отношения с коллегами, клиентами и подчиненными, выстроить границы субординации.
Что такое деловой этикет?
Деловой этикет — это совокупность норм и правил общения, поведения, внешнего вида, манер, принятых между субъектами бизнеса. Они проистекают из ряда исторических источников:
- мифология;
- религия;
- нравственность (этика);
- традиции;
- социальная иерархия.
Основы
Основой любых позитивных отношений является взаимоуважение между сторонами, а в случае делового этикета — еще и установление жестких границ субординации в зависимости от статуса, возраста и гендерных различий. Уважение между коллегами, между руководителями и подчиненными, заказчиками и клиентами строятся исходя из следующих факторов:
- способность брать моральную ответственность за себя и поступки иных людей;
- профессиональный долг и честь;
- добросовестность.
Важно! Основой этикета является не только знание всех правил культурного поведения, но и понимание и соблюдение этики — нравственной, социальной, экономической.
Принципы
Принципы делового этикета:
- честность — если вы потеряете доверие даже одного партнера, это ухудшит вашу репутацию в среде иных предпринимателей, а дальше — лишит выгодных сделок и текущих контрагентов;
- конфиденциальность — важнейший принцип деловых отношений: не допускается разглашать информацию о партнере или заключенном договоре без согласования такого решения с тем, чьи секреты вы можете обнародовать;
- пунктуальность — успешного карьериста отличает бережное отношение ко времени, работа без задержек и опозданий;
- грамотность — владение языком в устной и письменной форме является неотъемлемым элементом подъема по карьерной лестнице;
- внимательность к другим — нужно думать не только о собственном комфорте, но и положении окружающих;
- доброжелательность — т. е. сокрытие негативных мыслей и эмоций во время бизнес-встречи; оборотная сторона поведения — равнодушие к теме обсуждения и проблемам партнера, так же является неверной;
- безупречный внешний вид — знание правил делового имиджа и умение сочетать цвета и различные детали образа.
Нормы
Нормы бизнес-общения:
- такт — соблюдение личных границ;
- скромность — отказ от самопохвалы и объективная оценка самооценка;
- великодушие — не давить на партнера и не создавать дискомфорт;
- одобрение — позитивная оценка собеседников и других людей;
- симпатия — благожелательное отношение к контрагенту;
- согласие — сглаживание противоречий и избегание конфликтов.
Манеры
Хорошими манерами считаются:
- внимательно слушать собеседника;
- не перебивать речь и задавать вопросы, если вы что-то не поняли;
- говорить по сути и кратко;
- уважение времени партнера.
Функции
Функции делового этикета:
- культурно-воспитательная;
- защитная;
- презентация себя и своего бизнеса;
- дисциплинарная;
- коммуникативная;
- оценочная;
- регулятивная.
Деловая переписка
Частью деловых отношений являются письменные обращения. Какие правила нужно соблюдать во время переписки с контрагентом:
- грамотность — нет орфографических, речевых и стилистических ошибок;
- важно выдерживать в письме деловой стиль без перехода к разговорным словами, сокращениям, жаргонам;
- четкое разграничение письма по типу (сопроводительное, информационное, приглашение и т. д.), срочности доставки и ответа;
- рекомендуется опираться на ГОСТ 6.30-2003 и составлять тексты письменных обращений по шаблонам;
- все письма направляются на фирменной бумаге фирмы — с указанным названием, логотипом, датой, подписью;
- хорошим тоном будет указать имя получателя или отдел, в который адресована корреспонденция;
- при направлении электронного письма заполняется графа темы» — здесь указывается название документа, тема и краткое содержание;
- если адресат — зарубежный коллега, то текст обращения должен быть изложен на соответствующем иностранном языке;
- приемлемые обращения к адресату — «Уважаемый господин …», «Уважаемая госпожа …», с добавлением фамилии, в случае составления презентаций можно удалить слово «уважаемый» и обращаться к читателю так: «Господин …», «Госпожа …»; Если читателей несколько — «Уважаемые господа», «Господа»; если письмо направляется должностным лицам, чиновникам, лицам духовенства, следует обращаться к ним по названию занимаемой должности без фамилии; имя и отчество уместны при направлении поздравлений и приглашений;
- если после обращения поставлен восклицательный знак, дальше текст записывается с заглавной буквы; если же использована запятая — со строчной;
- если вы обращаетесь к иностранному лицу, то, как правило, используется фамилия лица без имени и национальное обращение с учетом статуса человека;
- письма заканчиваются такими формами: «С глубоким уважением», «Наилучшие пожелания», «С уважением».
Обратите внимание! Частью деловых переписок являются визитные карточки, направляемые контрагентам по различным случаям — для знакомства, благодарности, прощания, поздравительная. Визитки бывают корпоративные и персональные. Оформление и информация на карточке характеризуют вашу личность и бизнес.
Деловая риторика
Успешным предприниматель стремится освоить ораторское искусство. Для этого необходимо справиться с речевыми дефектами — если вы шепелявите, картавите, не выговариваете какие-то буквы, заикаетесь, то необходима помощь логопеда или дефектолога.
Для улучшения речи и дикции есть множество упражнений, которые необходимо выполнять регулярно вслух. Развитие риторики включает прорабатывание интонации, жестов, мимики, постановку голоса.
Правила внешнего вида
Частью бизнес-этикета является образ. К нему относятся:
- одежда и обувь;
- аксессуары;
- детали — прическа, макияж.
Одежда делового человека демонстрирует его статус и принадлежность к определенной социальной группе. Стандартный гардероб включает следующие детали и правила:
- классический костюм для мужчины и женщины в спокойных приглушенных цветах;
- допустимы рубашка с брюками — для мужчины и блузка с прямой юбкой или юбкой-карандаш — для женщины;
- солиднее смотрятся матовые ткани — хлопок, кашемир, шерсть, шелк без глянца;
- в костюме предпочтительны оттенки серого — серо-синий, серо-бежевый, серо-коричневый, серо-кофейный, серо-зеленый, серо-бордовый, серо-оливковый;
- красный, фиолетовый, зеленый, бордовый, розовый, персиковый цвета приемлемы в небольших количествах, например, в виде деталей наряда или аксессуаров;
- нежелательно носить черный костюм, т. к. его надевают на определенные мероприятия;
- цвет пиджака и брюк (юбки) одинаковый;
- рубашка светлее костюма;
- галстук темнее рубашки; галстук может быть однотонным либо с рисунком — геометрическими фигурами
- женщине не рекомендуется надевать юбки выше колен и блузки с открытым декольте;
- цвет обуви сочетается с цветом костюма;
- мужчины отдают предпочтение матовым ботинкам на шнурках, женщины — туфлям на небольшом каблуке без глянца;
- мужчины обязательно надевают под ботинки темные и длинные носки, чтобы при сидении не показывалась голая часть голени;
- женщины надевают капроновые колготки или чулки телесного цвета, иные цвета неприемлемы.
Что нужно знать об аксессуарах:
- критерии при выборе аксессуаров к наряду — умеренность, гармоничность и функциональность;
- женщине следует надевать не более 2-3 украшений и из ценных металлов;
- оптимальный аксессуар и для мужчины, и для женщины, подчеркивающий серьезность носителя, его пунктуальность и ответственность, это часы; при этом желательно классические и практичные модели, а если часы выполняют декоративную функцию, то партнер может считать это как недостаточное внимательное отношение ко времени своему и других;
- допустимые украшения для мужчин помимо часов — запонки, держатель для галстука, нагрудной платок, ремень;
- маникюр аккуратный и неброский.
Завершающие детали внешнего вида:
- макияж женщины должен быть сдержанным;
- обязательны профессиональные укладка и стрижка;
- если у мужчины усы и борода, то они ухожены, желательно обращаться к услугам барбершопов;
- при подборе аромата к образу необходимо учитывать ситуацию и личность партнера; в любом случае важно соблюдать меру.
Важно! Для роста в сфере бизнеса и увеличения знакомств деловым персонам необходимо принимать приглашения от партнеров на различные мероприятия. При этом важно знать, в каком облике требуется явиться.
На приглашении, как правило, указывается вид дресс-кода:
- «обычная одежда» — на мероприятии можно появиться в любой одежде с учетом специфики встречи;
- «после 5 вечера» — строгий дресс-код, различающийся в зависимости от страны и требующий соблюдения мельчайших правил к образу — даже материал обуви и количество пуговиц на пиджаке;
- «формальный» — приходят в классическом однотонном костюме либо в мелкую полоску; если мероприятие начинается до 7 вечера, приемлем костюм светлых цветов;
- «смокинг» — т. е. мужчины приходят в смокингах, а женщины — в вечернем платье; к смокингу надеваются черные или темно-синие брюки, черный галстук-бабочка, кушак, заложенный складками вверх; к костюму обязательны матовые туфли с черными длинными носками без складок;
- «белый галстук» — самый церемониальный вид дресс-кода: мужчины во фраках с белыми галстуками-бабочками и белыми жилетами, к ним обязательны лаковые черные туфли и карманные часы; женщины надевают вечерние платья до пола, возможен шлейф, длинные перчатки выше локтя, чулки, украшения из драгоценных металлов.