инновации в сфере культуры

Развитие общества происходит только как результат творчества, выходящего за рамки устоявшихся традиций. Такое творчество называется инновационным.

Понятие инноваций

понятие инноваций и в культуре и обществе

Культурные инновации — это впервые внедряющиеся в культуру идеи, ценности, нормы, оригинальные продукты творческой деятельности, создающие предпосылки для прогрессивных социокультурных изменений. К таким нововведениям относится окультуривание растений, одомашнивание животных, возникновение металлургии, генерирование электричества, психоаналитическую теорию З. Фрейда, компьютеризацию и так далее.

Инновации в культуре возникают как результат разработки новых идей членами данной социокультурной формации (учеными, мыслителями, деятелями искусства), так и вследствие заимствования культурных достижений других человеческих сообществ.

Влияние новых технологий на художественную культуру

новые технологии в культуре

Кардинальные изменения в результате развития технических средств затронули все сферы человеческой деятельности, в том числе и искусство. И речь не идёт о ставших привычными фотографии или кино и уже попавших в один ряд с древнейшими видами искусств: живописью, театром, музыкой. В течение последних десятилетий художественная культура претерпевает фундаментальные изменения в связи с развитием компьютерных и цифровых технологий. Формируются новые художественные жанры. Возник феномен под названием цифровые искусства. Широкие творческие возможности открылись в таких областях как виртуальная реальность, трехмерная анимация, интернет и интерактивные системы.

Интерактивные мультимедийные технологии изменили отношения с пространством и временем. Образовалась мощная площадка для художественного самовыражения.
Виртуальная реальность стимулирует эффект чувственной достоверности.

Использование интерактивного режима дает возможность зрителю вступать в контакт с художником, участвовать в создании произведения.

Компьютерные игры – яркий пример бурного развития информационных аудиовизуальных технологий начала 21 века. Наравне с компьютерной графикой и веб-дизайном современные компьютерные игры претендуют на звание произведений искусства.

Уже состоявшиеся направления искусства (музыку, живопись, графику, скульптуру) цифровые технологии обогатили новыми художественными средствами и возможностями. К примеру, электронные технологии позволили создавать голографические изображения, имитирующие скульптуру и архитектуру, а также совершенно новые звуки, далекие от звучания реальных музыкальных инструментов.

Оценка влияния новых технологий на художественную культуру неоднозначна. Искусствоведы разделились на два противоборствующих лагеря. Одни считают развитие медиа-искусства перспективным направлением, другие же воспринимают его как путь к культурной деградации общества. Такая противоречивая оценка инноваций – типичная проблема на первых этапах распространения любых нововведений.

Механизм распространения культурных инноваций

современные технологии в культуре

Инновации в процессе внедрения в социум проходят несколько этапов.

  1. Стадия отбора. В высокоразвитом сообществе с «быстрой» экономикой новинки возникают постоянно, но многие из них отсеиваются. Заимствование также проходит выборочно. Основной критерий отбора – практическая польза для данного сообщества с точки зрения людей, стоящих у власти, а также готовность простых членов общества к восприятию оригинальных идей и их внедрения в свою повседневную жизнь.
  2. Модификация инновационной идеи. Происходит, как правило, в сфере культурных заимствований в целях облегчения интеграции этносом новых культурных установок. Например, многие христианские праздники и обряды построены на основе ранее существовавших языческих.
  3. Интеграция в культуру. Заключительный этап. Укоренение нововведений в жизни общества до такой степени, что они превращаются в традиционное для данной культуры явление и воспринимаются их носителями, как норма, стандарт.

Инновации в одних культурах приветствуются, тогда как в других к ним относятся в лучшем случае скептично, если не объявляют войну, как чему-то однозначно негативному. Характер отношения к нововведениям позволяет дифференцировать общества «инновационного» и «традиционного» типов.

При разработке нового продукта на рынке требуется учитывать возможности получения поддержки на всех этапах внедрения нововведения, которые зависят от уровня инновационной культуры общества.

То есть, открытости новшествам, готовности реализовать инновационную идею со стороны доминирующих социальных групп, представителей разных поколений. Причём отношение к внедрению инноваций в различные сферы жизни может значительно отличаться. Например, нередко позитивное отношение к инновационным технологиям сочетается с ярой приверженностью нормам традиционных социальных институтов.

Формирование инновационной культуры

влияние новых технологий на культуру

Стремление к улучшениям прогрессивных членов общества нередко сталкивается с консерватизмом мышления и отсутствием творческого подхода у его представителей, оказывающих решающее влияние на социальные процессы. Иными словами, инновации в обществе с консервативными взглядами воспринимаются как посягательство на унаследованный, хорошо знакомый и понятный образ жизни. Потребность в чувстве безопасности побеждает тягу к переменам, пусть даже позитивным в перспективе. В результате процесс внедрения инноваций сильно затягивается, если не затормаживается полностью в результате применения цензуры, законодательной обструкции. Данное явление обозначается, как инновационная инерция и приводит в будущем к недееспособности общества.

При отсутствии благоприятного климата для инноваций его необходимо сформировать. Для этого сначала инновационный продукт предлагается небольшой экспериментальной группе. Высокая оценка продукта отдельными членами социума способствует доверию инновационному введению со стороны более широкого социального сообщества. Продукт внедряют на отдельных площадках – школах больницах, компаниях, странах. В зависимости от того, было ли принято нововведение контрольной группой или нет, продукт продвигают на более широкие рынки или отправляют на доработку.

Инновативность и традиционность должны находиться в тонком балансе. При внедрении инноваций антипрогрессивную политику, критическую установку к новшествам следует отличать от конструктивной критики при оценке нововведения. Только при условии усвоения и учёта опыта предыдущих поколений инициируются преобразования, содействующие реальному продвижению вперёд в создании новой культуры.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here