Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций означает необходимость учителей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в ходе урока. Педагогическая инноватика как наука изучает инновации в преподавании.
Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие. Педагогическая деятельность должна носить творческий характер и вовлекать учащихся в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. Сделать предмет интересным помогают инновационные педагогические методы и подходы.
Образовательные инновации становятся необходимыми в России, поэтому выдвигаются две основные задачи, идеи, которые стоят за данным явлением. Во-первых, это определение целей и направлений развития образовательных нововведений, места инноваций в педагогическом процессе, поиск возможностей для воплощения и популяризации идей. Вторая задача — привлечение творческих, талантливых педагогов, готовых придумывать, представлять и продвигать собственные подходы. Требуется преодоление технических, финансовых и социальных препятствий ради модернизации учебного процесса.
Определение понятия «педагогические инновации»
Понятие «инновационная педагогическая деятельность» означает новый подход к организации учёбы и воспитания. Это, в первую очередь, применение новых способов продуктивного взаимодействия между учащимися и педагогами, которое приводит к достижению нужных результатов.
Инновационное обучение подразумевает поиск и применение новых идей. Педагог разрабатывает и реализует новые методики и самостоятельно выбирает решения. Таким образом, на первый план выступает необходимость создания условий для педагогического творчества, материальная поддержка, организация мероприятий по повышению квалификации сотрудников учебных заведений.
Компоненты деятельности
Создание инновационной учебной среды включает в себя:
- Мотивацию. Причиной для введения новшеств становятся как внешние стимулы: признание в обществе, награды или повышение в должности, материальное поощрение, так и внутренние мотивы, такие как необходимость самореализации на работе, желание принести пользу собственным трудом.
- Креативность. Под этим компонентом подразумевается способность педагога создавать и воплощать новые идеи. Развитие креативности проходит путь от подражательной деятельности в создании проектов до настоящего творчества, результат которой – создание педагогом новой методики обучения и воспитания.
- Технологию. Этот компонент включает в себя поиск информации и ознакомление с существующими инновациями, постановку целей и средств их достижения, разработку основных идей, их осуществление и контроль, а также рефлексию, иными словами анализ, направленный на оценивание как положительных, так и отрицательных свойств проделанной работы.
Инновационная модель Л.С. Подымовой и В.А. Сластёнина
Согласно этой модели, компоненты инновационной деятельности педагога выделяются по структуре (мотивация, креативность, технология и рефлексия) и функции: переработка программ обучения, целеполагание и разработка общих подходов, этапов, прогнозирование, коррекция и оценка деятельности преподавателя.
В данной модели выделяются и критерии: восприимчивость к новизне, творчество, техническая способность воплотить нестандартные идеи, инновационное мышление и культура общения. Уровни инноваций по Л.С. Пoдымoвой и В.А. Слаcтёнину подразделяются на репродуктивный (переработка существующих методов), эвристический (поиск новых способов и решений) и креативный (самостоятельная творческая активность).
Структура деятельности
Образовательные инновации делятся на:
- Общие (концепции образовательного процесса, основные положения управления образованием) и частные (авторские разработки);
- Внутрипредметные (специфичные для отдельного предмета) и общеметодические;
- Административные (исходящие от руководителей предписания, определяющие направление образовательной деятельности) и идеологические (вызванные особенностями современного мира);
- Системные и стихийно протекающие;
- Частные и массовые;
- На федеральном, национально-региональном уровнях и на основе отдельного учреждения;
- На основе модификаций уже имеющихся методов, комбинированные (смешение старого и нового) и абсолютно новые;
- Ориентированные на методику, такие как проектное, модульное, развивающее, дифференцированное обучение, а также использование на уроках современных технологий.
Все виды инновационной деятельности второстепенны по отношению к идеологическим инновациям, которые продиктованы временем и исходят из стремления учебных заведений к новым возможностям в обучении.
Особенности
Направленность занятий обусловлена условиями, которые так или иначе влияют и на её особенности. Среди них:
- Современные социально-экономические процессы, требующие пересмотра образовательной политики в стране;
- Изменение характера образования: гуманитаризация, появление новых предметов и изменение их объёма в расписании;
- Перемена отношения педагогов к инновационной деятельности, уход от новшеств, рекомендованных министерством образования, в сторону поиска индивидуальных решений;
- Выход учебных заведений на рынок, дифференциация типов школ и вузов, инновации внедряются из соображений конкурентоспособности;
Выделяют и такие особенности данного вида педагогической деятельности, как умение создавать новые идеи и ставить перед собой задачи, содержательность, оригинальность в использовании ранее созданных методов, разработка деятельности по обучению и воспитанию, способность к саморазвитию.
Экспериментальная деятельность педагога
Задействование педагогов в учебных экспериментах имеет преимущества и недостатки. Применение инновационных технологий помогает преподавателю профессионально развиваться, с другой же стороны новая методика может при неправильном применении привести к слабым результатам учащихся, а также к кризису профессиональной деятельности педагога.
Интерактивные технологии как вариант инновационной деятельности преподавателя предполагают трансформацию ролей, типичных для процесса обучения. Преподаватель выступает в роли «менеджера», советника или координатора процесса, учащиеся – как субъекты взаимодействия, а не объекты. Сюда относятся ролевые игры, семинары-диспуты, учебные дискуссии и игровое проектирование. Упор в подобной деятельности делается на групповую занятость учащихся, происходящую под контролем преподавателя. Нередко воплотить идеи в жизнь помогают компьютерные технологии.
Ещё одним распространённым в педагогической практике методом является метод проектов. Метод проекта подразумевает использование полученных знаний в конкретных целях для решения практической задачи. Преподаватель в данном случае выступает как эксперт и организатор проектной деятельности. Данный метод учит анализировать информацию и работать в команде(коллективный проект) или самостоятельно (индивидуальный проект).
В образовательной практике используется метод портфолио. Портфолио – это набор достижений учащихся, опыт, приобретённый в учёбе, творчестве и общественной жизни. Данный метод акцентирует внимание на достижениях человека и наглядно показывает личный прогресс учащихся. Такой метод подойдёт для разных учащихся. Тем, кто имеет средние способности, портфолио придаст уверенности в своих знаниях и станет дополнительным стимулом в обучении (при условии, что в него включены действительно стоящие достижения). Для сильных учеников портфолио является дополнительным показателем их прогресса наряду с золотой медалью и грамотами, которые больше уделяют внимание не самим работам, а их поощрению.
Инновации в России
Российский опыт показывает, что инновации в образовании присутствуют на таких уровнях, как начальная школа, средняя школа и ВУЗ. Педагогика, как теоретическая область, обогащается новыми подходами и приёмами, постепенно внося разнообразие в устаревший образ обучения, где учащимся отводится пассивная роль слушателей, а обучение ориентировано на получение теоретических знаний.
Российское образование постепенно переходит на новый уровень за счёт применения новых технологий в обучении. Таким образом, двумя направлениями развития этой области должны стать как развитие общей концепции, популяризация инновационной деятельности педагога, так и поиск и обучение профессионалов, готовых взять на себя подобные проекты.
Учебные пособия
В данной статье были использованы работы по педагогике Борисовой Н.Я., Загвязинского В.И., Кларина М.В., Курмановой Э.А., Подымовой Л.С., Сластёнина В.А., Солодухиной О.А., а также словари Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. и Рапацевича Е.С.
Я, как учитель считаю, что метод портфолио — самый перспективный и интересный для детей. Он может помочь ребенку найти себя и свое предназначение, а не уравнивает всех под «одну гребенку».
Портфолио и проектов. В проектной деятельности важно целеполагание, постановка задачи, поиск пути решения. В процессе организуются и обсуждения с элементами ролевых игр. И главное — виден результат всего этого, понятно к чему стремиться. Силы сразу аккумулируются и задание выполняется с куда большим рвением.
Портфолио и проектов. В проектной деятельности важно целеполагание, постановка задачи, поиск пути решения. В процессе организуются и обсуждения с элементами ролевых игр. И главное — виден результат всего этого, понятно к чему стремиться. Силы сразу аккумулируются и задание выполняется с куда большим рвением.