инновационные идеи в психологии

Развитие психологической практики имеет два направления: монотонное и инновационное. Первое базируется на практической проработке известных средств. Второе – на введении новшеств, положительно влияющих на процесс психологического консультирования. Инновационные технологии, используемые психологической практикой, представляют систему методов воздействия на клиента с целью достижения благоприятных сдвигов в личностном развитии.

Виды инновационных технологий в психологии

Качество консультативного процесса повышается за счет использования инновационных технологий. Введение новшеств обусловлено развитием общества, появлением новых взглядов. Цель введения инновационных технологий в психологию – тренировка клиента для успешной адаптации к постоянно меняющемуся обществу.

сеанс у психолога

 

Развитие потенциальных возможностей субъекта, происходящее через инновационную деятельность – одна из задач психологии. Новые методики в психологии имеют разные направленности: это могут быть групповые, игровые, проблемные методы. Творческая составляющая – основа всех техник.

Консультативная практика расширяет границы, используя приемы проблемно-поискового характера, информационно-коммуникационные технологии и игровые техники.

Виды нововведений в психологии многообразны; рассмотрим некоторые из них.

Лечение рисунком

Лечение рисунком – воздействие на психику с помощью средств изобразительного искусства: рисование красками, карандашами, восковыми мелками, фломастерами, создание коллажей. Используя данные методы, человек способен выразить внутреннее эмоциональное состояние.

Лечение рисунком в психологии

Теоретическое основание лечения творчеством – теории Фрейда и Юнга. Психологи исследуют бессознательные пласты личности, наблюдая за творчеством клиента. Процессом терапии личность управляет самостоятельно. Изображения носят индивидуальный, неповторимый характер. Изотерапия имеет два направления: активное и пассивное. При активной деятельности клиент получает полную свободу действий: он сам выбирает сюжет рисунка, материал. Пассивная деятельность предоставляет личности готовые мотивы, темы и шаблоны.

Использование IT-разработок

Виды инноваций в психологии

Активное использование IT-разработок. Информационные технологии плотно вошли в психологическую практику. Сфера применения технологий обширна: формирование базы данных, справочных систем, диагностическая функция, расчет статистических данных. Компьютеризация облегчает обработку первичных показателей, диагностический процесс. Автоматизированная обработка позволяет уменьшить вероятность субъективности и ошибок при подсчетах. Единая система экономит время психолога.

Лечение музыкой

Лечение музыкой – инновационный метод, основа которого – терапевтическое воздействие на психику с помощью музыкальных композиций.

музыкальная терапия в психологии

Различают активную и пассивную форму деятельности. Активная деятельность – исполнение музыкальных произведения с использованием настоящих музыкальных инструментов или подручных материалов. Совершенствование коммуникативных связей во время исполнения музыки – основная цель методики. При совместном исполнении музыки люди учатся находить общий язык, выстраивать отношения, договариваться. Пассивная деятельность – прослушивание мелодий. Композиция выбирается с учетом эмоционального состояния индивида. Подход помогает достичь эмоциональной разрядки.

Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия употребляется психологами, когда индивид испытывает трудности вербального выражения волнующей ситуации.

Танцевально-двигательная терапия

Танец помогает распознать испытываемые эмоции, выразить чувства. Тело работает как инструмент, расшифровывающий послания бессознательного. Движения помогают осознать собственное «Я». Танец не оценивается психологом с точки зрения эстетики и профессионализма. Цель движений – достижение максимальной согласованности души и тела.

Инновационные методы психологии

Усовершенствованная работа практического терапевта реализуется через ряд инновационных методов. Их принято разделять на четыре группы.

психологические методы

  • Техники, основная цель которых – совершенствование коммуникативных навыков путем прямого взаимодействия индивидов.
  1. Дискуссия – метод коммуникативно-диалоговых техник, позволяющих достигнуть консенсуса противоположных сторон. Используется при групповых формах работы.
  2. Дебаты видоизменяются исходя из аудитории: возможны индивидуальные состязания ораторов, групповые противоборства, интеллектуальные дуэли. Основа полемики – совершенствование ораторских способностей, развитие коммуникативных навыков индивида.
  • Совершенствование навыков самостоятельности, ответственности, творческого, нестандартного мышления.
  • Приемы моделирования проблемной ситуации. Группа имитационных технологий включает приемы моделирования профессиональных, личностных ситуаций индивида с последующим решением. Игры помогают реализовывать потенциал личности, избавляют от стереотипов, паттернов поведения, повышают навыки межгруппового сотрудничества.
  • Творческая активность. Цель – осознание ресурсов личности. Арт-терапия имеет множество разновидностей, каждой проблеме здесь соответствуют определенные методические средства. Психология активно применяет прием рисования на мокрой бумаге: лист бумаги смачивают водой, после чего наносят рисунок акварельными красками. Психологи просят фиксировать мысли, чувства, ощущения, которые испытывает индивид. Прием помогает выразить эмоциональное состояние, снижая напряжение. Нервное напряжение помогает снизить и техника монотипии. Гуашью на стекле создается рисунок, после чего изображения отпечатывается на листе.
  • Прием использования масок для психологической работы помогает перевести глубинные комплексы на сознательный уровень. «Лицо» помогает примерить новую роль, избавляет от психологических проблем.

Внедрение инноваций в работу психологов

Психологическая дисскусия

Нововведения, используемые практикующими специалистами, разделяют на группы, учитывая специфику инновационной технологии:

  1. Полная перезагрузка процесса деятельности психолога, замена устаревших методов работы усовершенствованными приемами;
  2. Использование средств, которые не имеют аналогов, предшественников;
  3. Воспроизведение старых методик с учетом современного развитие науки;
  4. «Псевдоинновации»: неоправданные новшества, использование которых не приносит планируемого результата.

Внедрение арт-терапии, проблемных, коммуникативных, игровых методов в психологическую практику происходит без затруднений. Техники не имеют возрастных ограничений, противопоказаний, возможно групповое использование или индивидуальные консультации. Приемы используют при решении конфликтов, кризисов, расстройствах личности, потерях.

Язык, используемый терапией, прост и понятеный. Особое значение простоты техники возникает при работе с детьми, в случаях, когда ребенок не может выразить переживания вербально. Люди, не имеющие проблем с вербальным выражением эмоций, упражняют навыки альтернативного общения, более выразительного, чем слова. Невербальная экспрессия помогает выплеснуть внутренние переживания, используя художественный образ. Психологам легче работать с итогом работы клиента, выражающим индивидуальную неповторимость личности.

Внедрение психологических инноваций в мировую практику специалистов

Распространение арт-терапии за рубежом связано с именами американских психологов Э. Крамер и А. Хилл. Американские терапевты видят успех деятельности в благоприятном влиянии творчества на психику индивида. Технологии дают возможность выразить чувства, ещё раз пережить внутренние конфликты, найти путь для их разрешения.

инновационная психология арт-терапия

Проблемные, игровые приемы укоренились в консультативной и образовательной практике. Простые в использовании средства помогают достичь высоких результатов в области роста профессиональной, личностной компетенции индивида. Внедрение техник происходит на всех уровнях психологической практики. Отдельные приемы используются психотерапевтами, психиатрами – например, игровые методы и арт-терапия.

Терапия снимает запрет на свободное выражение страхов и тревог, бессознательные импульсы становятся доступнее, из-за чего количество внутренних конфликтов уменьшается. Внутренний мир человека – инструмент для решения проблемы. Творчество сублимирует чувства клиента, давая выход разрушающим тенденциям. Символичный выбор выражения проблемы позволяет психологу получить доступ к внутреннему миру человека.

Школьные психологи берут за основу коррекции поведения учеников арт-терапию, используя различные её формы. Психология несовершеннолетних детей отлично реагирует на лечение творчеством. Адаптация школьников к условиям образовательной среды – главная цель терапии, согласно американскому психологу М. Эссексу. Дети, имеющие поведенческие и личностные расстройства, – особая категория, которой психологическое вмешательство необходимо.

Внедрение психологических инноваций в России

Имитационные игры используются специалистами в области семейной терапии. Воссоздание проблемной ситуации, взгляд со стороны, помогает партнером приблизиться к решению сложившихся обстоятельств. Решение семейных проблем игровыми методами затрагивает как супружеские, так и детско-родительские отношения.

детский психолог

Система образования активно использует кейс-задания как способ повышения компетенции будущих психологов. Коррекционная программа развития творческих способностей разработана отечественным специалистом А. В. Гришиной. Программу используют учреждения дополнительного типа, цель которых – развитие потенциала личности. Коррекция происходит благодаря наличию нескольких взаимосвязанных компонентов: активной позиции ученика, спонтанной творческой активности, особых коммуникативных условий.

Основоположник Российской школы арт-терапии – А. И. Копытин. Работы психолога используются отечественными учеными, зарубежными специалистами. Программы автора направлены на восстановление психического здоровья путем психопрофилактического компонента. Искусство используется для развития отдельных качеств индивида, необходимых для успешной адаптации в жизни, при этом развитие рассматривается совместно с задачами сохранения, восстановления здоровья человека.

Использование инновационных технологий в психологии требует от специалиста прохождение специализированных курсов повышения квалификации для овладения необходимыми навыками, однако психолог не обязан обладать высокими способностями в изобразительном творчестве или других видах искусства: ценность работ клиентов не определяется качеством выполнения или специальными умениями – первостепенны переживаемые человеком чувства и эмоции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here