Развитие психологической практики имеет два направления: монотонное и инновационное. Первое базируется на практической проработке известных средств. Второе – на введении новшеств, положительно влияющих на процесс психологического консультирования. Инновационные технологии, используемые психологической практикой, представляют систему методов воздействия на клиента с целью достижения благоприятных сдвигов в личностном развитии.
Виды инновационных технологий в психологии
Качество консультативного процесса повышается за счет использования инновационных технологий. Введение новшеств обусловлено развитием общества, появлением новых взглядов. Цель введения инновационных технологий в психологию – тренировка клиента для успешной адаптации к постоянно меняющемуся обществу.
Развитие потенциальных возможностей субъекта, происходящее через инновационную деятельность – одна из задач психологии. Новые методики в психологии имеют разные направленности: это могут быть групповые, игровые, проблемные методы. Творческая составляющая – основа всех техник.
Консультативная практика расширяет границы, используя приемы проблемно-поискового характера, информационно-коммуникационные технологии и игровые техники.
Виды инноваций в психологии многообразны; рассмотрим некоторые из них.
Лечение рисунком
Лечение рисунком – воздействие на психику с помощью средств изобразительного искусства: рисование красками, карандашами, восковыми мелками, фломастерами, создание коллажей. Используя данные методы, человек способен выразить внутреннее эмоциональное состояние.
Теоретическое основание лечения творчеством – теории Фрейда и Юнга. Психологи исследуют бессознательные пласты личности, наблюдая за творчеством клиента. Процессом терапии личность управляет самостоятельно. Изображения носят индивидуальный, неповторимый характер. Изотерапия имеет два направления: активное и пассивное. При активной деятельности клиент получает полную свободу действий: он сам выбирает сюжет рисунка, материал. Пассивная деятельность предоставляет личности готовые мотивы, темы и шаблоны.
Использование IT-разработок
Активное использование IT-разработок. Информационные технологии плотно вошли в психологическую практику. Сфера применения технологий обширна: формирование базы данных, справочных систем, диагностическая функция, расчет статистических данных. Компьютеризация облегчает обработку первичных показателей, диагностический процесс. Автоматизированная обработка позволяет уменьшить вероятность субъективности и ошибок при подсчетах. Единая система экономит время психолога.
Лечение музыкой
Лечение музыкой – инновационный метод, основа которого – терапевтическое воздействие на психику с помощью музыкальных композиций.
Различают активную и пассивную форму деятельности. Активная деятельность – исполнение музыкальных произведения с использованием настоящих музыкальных инструментов или подручных материалов. Совершенствование коммуникативных связей во время исполнения музыки – основная цель методики. При совместном исполнении музыки люди учатся находить общий язык, выстраивать отношения, договариваться. Пассивная деятельность – прослушивание мелодий. Композиция выбирается с учетом эмоционального состояния индивида. Подход помогает достичь эмоциональной разрядки.
Танцевально-двигательная терапия
Танцевально-двигательная терапия употребляется психологами, когда индивид испытывает трудности вербального выражения волнующей ситуации.
Танец помогает распознать испытываемые эмоции, выразить чувства. Тело работает как инструмент, расшифровывающий послания бессознательного. Движения помогают осознать собственное «Я». Танец не оценивается психологом с точки зрения эстетики и профессионализма. Цель движений – достижение максимальной согласованности души и тела.
Инновационные методы психологии
Усовершенствованная работа практического терапевта реализуется через ряд инновационных методов. Их принято разделять на четыре группы.
- Техники, основная цель которых – совершенствование коммуникативных навыков путем прямого взаимодействия индивидов.
- Дискуссия – метод коммуникативно-диалоговых техник, позволяющих достигнуть консенсуса противоположных сторон. Используется при групповых формах работы.
- Дебаты видоизменяются исходя из аудитории: возможны индивидуальные состязания ораторов, групповые противоборства, интеллектуальные дуэли. Основа полемики – совершенствование ораторских способностей, развитие коммуникативных навыков индивида.
- Совершенствование навыков самостоятельности, ответственности, творческого, нестандартного мышления.
- Приемы моделирования проблемной ситуации. Группа имитационных технологий включает приемы моделирования профессиональных, личностных ситуаций индивида с последующим решением. Игры помогают реализовывать потенциал личности, избавляют от стереотипов, паттернов поведения, повышают навыки межгруппового сотрудничества.
- Творческая активность. Цель – осознание ресурсов личности. Арт-терапия имеет множество разновидностей, каждой проблеме здесь соответствуют определенные методические средства. Психология активно применяет прием рисования на мокрой бумаге: лист бумаги смачивают водой, после чего наносят рисунок акварельными красками. Психологи просят фиксировать мысли, чувства, ощущения, которые испытывает индивид. Прием помогает выразить эмоциональное состояние, снижая напряжение. Нервное напряжение помогает снизить и техника монотипии. Гуашью на стекле создается рисунок, после чего изображения отпечатывается на листе.
- Прием использования масок для психологической работы помогает перевести глубинные комплексы на сознательный уровень. «Лицо» помогает примерить новую роль, избавляет от психологических проблем.
Внедрение инноваций в работу психологов
Нововведения, используемые практикующими специалистами, разделяют на группы, учитывая специфику инновационной технологии:
- Полная перезагрузка процесса деятельности психолога, замена устаревших методов работы усовершенствованными приемами;
- Использование средств, которые не имеют аналогов, предшественников;
- Воспроизведение старых методик с учетом современного развитие науки;
- «Псевдоинновации»: неоправданные новшества, использование которых не приносит планируемого результата.
Внедрение арт-терапии, проблемных, коммуникативных, игровых методов в психологическую практику происходит без затруднений. Техники не имеют возрастных ограничений, противопоказаний, возможно групповое использование или индивидуальные консультации. Приемы используют при решении конфликтов, кризисов, расстройствах личности, потерях.
Язык, используемый терапией, прост и понятеный. Особое значение простоты техники возникает при работе с детьми, в случаях, когда ребенок не может выразить переживания вербально. Люди, не имеющие проблем с вербальным выражением эмоций, упражняют навыки альтернативного общения, более выразительного, чем слова. Невербальная экспрессия помогает выплеснуть внутренние переживания, используя художественный образ. Психологам легче работать с итогом работы клиента, выражающим индивидуальную неповторимость личности.
Внедрение психологических инноваций в мировую практику специалистов
Распространение арт-терапии за рубежом связано с именами американских психологов Э. Крамер и А. Хилл. Американские терапевты видят успех деятельности в благоприятном влиянии творчества на психику индивида. Технологии дают возможность выразить чувства, ещё раз пережить внутренние конфликты, найти путь для их разрешения.
Проблемные, игровые приемы укоренились в консультативной и образовательной практике. Простые в использовании средства помогают достичь высоких результатов в области роста профессиональной, личностной компетенции индивида. Внедрение техник происходит на всех уровнях психологической практики. Отдельные приемы используются психотерапевтами, психиатрами – например, игровые методы и арт-терапия.
Терапия снимает запрет на свободное выражение страхов и тревог, бессознательные импульсы становятся доступнее, из-за чего количество внутренних конфликтов уменьшается. Внутренний мир человека – инструмент для решения проблемы. Творчество сублимирует чувства клиента, давая выход разрушающим тенденциям. Символичный выбор выражения проблемы позволяет психологу получить доступ к внутреннему миру человека.
Школьные психологи берут за основу коррекции поведения учеников арт-терапию, используя различные её формы. Психология несовершеннолетних детей отлично реагирует на лечение творчеством. Адаптация школьников к условиям образовательной среды – главная цель терапии, согласно американскому психологу М. Эссексу. Дети, имеющие поведенческие и личностные расстройства, – особая категория, которой психологическое вмешательство необходимо.
Внедрение психологических инноваций в России
Имитационные игры используются специалистами в области семейной терапии. Воссоздание проблемной ситуации, взгляд со стороны, помогает партнером приблизиться к решению сложившихся обстоятельств. Решение семейных проблем игровыми методами затрагивает как супружеские, так и детско-родительские отношения.
Система образования активно использует кейс-задания как способ повышения компетенции будущих психологов. Коррекционная программа развития творческих способностей разработана отечественным специалистом А. В. Гришиной. Программу используют учреждения дополнительного типа, цель которых – развитие потенциала личности. Коррекция происходит благодаря наличию нескольких взаимосвязанных компонентов: активной позиции ученика, спонтанной творческой активности, особых коммуникативных условий.
Основоположник Российской школы арт-терапии – А. И. Копытин. Работы психолога используются отечественными учеными, зарубежными специалистами. Программы автора направлены на восстановление психического здоровья путем психопрофилактического компонента. Искусство используется для развития отдельных качеств индивида, необходимых для успешной адаптации в жизни, при этом развитие рассматривается совместно с задачами сохранения, восстановления здоровья человека.
Использование инновационных технологий в психологии требует от специалиста прохождение специализированных курсов повышения квалификации для овладения необходимыми навыками, однако психолог не обязан обладать высокими способностями в изобразительном творчестве или других видах искусства: ценность работ клиентов не определяется качеством выполнения или специальными умениями – первостепенны переживаемые человеком чувства и эмоции.
Самым эффективным методом психологического воздействия я считаю все-таки арт-терапия. Мне самой пришлось столкнуться с этим. Сын страдал от моторной алалия, и именно арт-терапия дала огромный толчок к тому, чтобы мы смогли преодолеть этот недуг. Конечно она проводилась в комплексе с медикаментозным лечением. Мне кажется это самое лучшее направление в психологии.
Я всегда только за инновации, причем во всех областях, включая психологию. Из вышеперечисленных ноухау самым многообещающим показалось использование IT-разработок, на данный момент они не так активно применяются, как следовало бы, согласитесь. Что касается лечения музыкой и рисунком, а также танцами — это, если я не ошибаюсь, совсем не новые методики, они, насколько я знаю, использовались и раньше, причем достаточно успешно. В любом случае инновации должны улучшить качество лечения, повысить его эффективность в несколько раз, что в конечном итоге и является первостепенной целью.