Ученые разработали много специальных техник, которые помогают детям с нарушениями речи исправить свои недостатки. Применение инновационных технологий в логопедии помогает специалистам повысить эффективность занятий по развитию речи и других психических процессов.
Развивающие технологии в логопедии
Основы инновационных технологий (ИТ) были разработаны в середине прошлого века. Новшества в работе логопеда в 2018 г. другие, они изменились с учетом потребностей общества и самих детей. Возможности использования ИТ в логопедии ограничены только фантазией педагога и финансовыми возможностями учреждения образования. В бюджетных организациях логопеды реализуют коррекционные задачи в сказкотерапии, арт-терапии, применении приемов массажа и кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и формировании физического здоровья через систему специальных упражнений для рук. Специалисты считают, что большую часть коры полушарий головного мозга занимают клетки, связанный с деятельностью кистей рук.
Кинезиологические упражнения помогут логопеду провести работу по развитию мышления, памяти, внимания ребенка на любом этапе работы. Комплекс движений подбирается с учетом связи зоны головного мозга с участком тела и индивидуальных особенностей ребенка. Часто эти упражнения рекомендуют выполнять дома, так как при ежедневном выполнении техника позволит достичь лучшего эффекта.
Телесноориентированные техники
Задача телесно-ориентированных техник — активизировать нужные зоны коры головного мозга для оздоровления организма через прикосновение к некоторым участкам тела. Эти логопедические новые методы коррекции были заимствованы из психотерапии.
Психотерапевты установили, что через прикосновение можно передать информацию человеку, оно помогает лучше чувствовать свое тело, в том числе и речевой аппарат. Воздействуя на мышцы, логопед привлекает внутренние ресурсы для оздоровления. На занятиях можно сформировать у ребенка навыки психофизической релаксации для контроля своего состояния дома.
Этот метод используется в начале занятия для того, чтобы настроить ребенка на хорошую работу, а также привлечь внутренние ресурсы организма для исправления речевого нарушения.
Арт-терапия
Арт-терапия — направление логопедического воздействия, связанное с творчеством. Логопеды часто используют метод рисования: предлагают детям изобразить различные объекты. Основная задача такого занятия — улучшить психическое состояние ребенка путем развития способности к самовыражению. Для снятия повышенного эмоционального тонуса дается задание изобразить свое состояние с помощью цвета, линий и форм.
С помощью этого метода можно решать и другие задачи: закреплять пройденный по теме материал, формировать умение изображать признаки предметов, развивать связную речь.
Логопедический и пальцевый массаж
Логопедический массаж — активный метод механического воздействия. С помощью него логопед изменяет тонус мышц, состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата ребенка. Он применяется в тех случаях, когда наблюдается повышенное или пониженное напряжение мышц, приводящее к нарушению речи.
Массаж способствует улучшению произносительной стороны речи. Важно использовать его на начальных этапах работы. Этот метод помогает сформировать у ребенка умение выполнять движения, необходимые для произнесения звуков, когда он не умеет выполнять их сам.
Детям, которые учатся писать, часто рекомендуют делать массаж рук. Пальцевый массаж вызывает приток крови к конечностям, нормализует тонус мышц, что поможет ребенку овладеть письмом.
Внедрение инноваций в деятельность логопедов
Принцип инновационности в образовательной практике логопедов предполагает постоянное повышение уровня мастерства специалистов путем изучения новых подходов к коррекции нарушений речи, а также открытия новых методов и приемов работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Популярностью пользуются информационные технологии. Они позволяют сделать занятие захватывающим. С помощью компьютера или интерактивной доски логопед может применить рассмотренные выше техники более продуктивно.
Согласна, что внедрение инноваций в логопедии очень важно. Знаю не по наслышки, у сына было тяжелое нарушение речи, и задания с интерактивной доской для нас были реальным толчком.
Инновации, на мой взгляд, нужны хотя бы потому, что с каждым поколением отчасти меняются способы взаимодействия с детьми. Какая-то основа остаётся незыблемой, что-то навсегда меняется. Дети сегодня воспринимают умение пользоваться гаджетами и доступность материалов как само собой разумеющуюся данность — это нужно учитывать и использовать.