Инновационные технологии в обучении иностранному языку: набор методов для лучшего восприятия

Инновационные технологии в обучении иностранному языку: набор методов для лучшего восприятия

Инновационные технологии в обучении иностранному языку: набор методов для лучшего восприятия
2
3 816

При обучении иностранному языку традиционная педагогика использует привычный набор методов. Их надежность проверена на практике, однако в результате почти ежедневного использования новизна этих приемов стирается, мозг привыкает к такому способу подачи информации, воспринимает ее как рутину и в конечном счете начинает игнорировать. Чтобы этого избежать, рекомендуется использовать инновационные технологии обучения иностранному языку.

Традиционная педагогика в изучении иностранного языка.

Обучение в сотрудничестве

В основе данной технологии лежит следующий принцип: обучение происходит в команде, где каждый участник заинтересован в достижении результата, поскольку от личных показателей зависит общий балл.

Главной характеристикой метода является мотивированность учащихся. Это связано с элементом соревновательности, который присутствует в состязании 2 или более команд.

Это могут быть соревнования на скорость и правильность выполнения грамматических упражнений или лексических тестов.

Например, 2 команды получают одинаковый текст. Задание состоит в том, чтобы найти в тексте характеристики героев и составить их портфолио с указанием возраста, пола, внешности, описанием характера, привычек, интересов и т.п.

Выигрывает та команда, которая сумеет быстро заполнить все пункты портфолио по всем персонажам. После этого участникам соревнования предстоит презентация героев рассказа. Члены команды должны устно представить выбранных персонажей от первого или от третьего лица.

Командное изучение иностранного языка.

Задания такого типа развивают навыки понимания и анализа текста, повышают скорость чтения, тренируют навыки устной речи. Элемент соревновательности повышает мотивацию учащихся и создает благоприятный эмоциональный фон, гарантирующий более прочное усвоение материала.

Метод проектов

Для метода проектов характерна более низкая скорость выполнения задания, чем при обучении в сотрудничестве или командной игре. Он рассчитан на несколько дней или даже недель.

Особенность проектной деятельности состоит в том, что учащийся получает творческое задание и имеет большой резерв времени для его обдумывания и обсуждения с учителем. Для мониторинга проектной работы вводятся контрольные точки, которые позволяют отслеживать активность учащихся.

Данный метод подходит для изучения страноведческого или биографического материала. Например, учитель может предложить ученикам подготовить проекты на английском языке по странам, входящим в Британское Содружество наций.

Элемент соревновательности возникает уже на начальной стадии при распределении тем (стран). Соревновательность сохраняется на всем протяжении работы, поскольку каждый ученик желает представить свою тему не хуже своих одноклассников.

Проектное изучение языка, где ученик самостоятельно разрабатывает данное ему задание.

Особенность данной технологии состоит в том, что во время подготовки происходит погружение учащегося в тему исследования. Этот подход позволяет расширить рамки традиционной программы и предложить более подробную информацию по теме.

Кроме того, данный подход характеризуется получением и накоплением нового опыта, отличающегося от материала учебника.

Модульное обучение

Модульное обучение знакомо тем, кто хотя бы раз сталкивался с зарубежными учебниками. Все они построены по модульному типу. Модули — это отдельные параграфы, количество которых может быть различным в зависимости от учебника (около 12-15).

В основе каждого модуля лежит лексическая тема (туризм, спорт, профессия, шоппинг и т.п.). Параллельно с усвоением новой лексики по теме изучаются отдельные грамматические явления. По окончании параграфа предполагается усвоение учащимся лексического и грамматического материала.

Игровые технологии

Игровая форма

Обучение иностранного языка в игровой форме для школьников.

Обучение в игровой форме применяется на разных образовательных уровнях. Это могут быть как игры для школьников, так и деловые игры, предполагающие помимо изучения языка решение профессиональных задач.

Обучение в процессе игры происходит более результативно, чем в традиционной форме. Это связано с тем, что любая игра предполагает элемент азарта и борьбы. Эти факторы повышают мотивацию учащихся.

Информация, получаемая в процессе игры, поступает в мозг на фоне выброса небольшого количества адреналина, который в сочетании с общим позитивным эмоциональным фоном обеспечивает прочное запоминание материала.

Информационные технологии

Информационные технологии предлагают множество средств для изучения иностранного языка. Это различные тренажеры, рассчитанные на запоминание новой лексики или отработку грамматических конструкций.

Тренажеры могут быть разработаны по образцу популярных компьютерных игр, таких как «Тетрис» или «Арканоид». В случае «Тетриса» необходимо выложить стенку из правильных глагольных форм, пропуская «кирпичи» с ошибочными формами.

В языковых играх, похожих на «Арканоид», предлагается набивать мячик, разрушая стену из изучаемых слов. Слова, относящиеся к теме, дают призы, которые надо ловить.

Слова, не имеющие отношения к теме, дают «вредные» бонусы, которые могут разрушить ракетку или на некоторое время лишить игрока возможности управления.

Информационные технологии для изучения иностранного языка.

С помощью интернет-технологий можно выполнять различные упражнения онлайн. Такие упражнения могут быть составлены либо в форме тестов с множественным выбором (несколькими вариантами ответа в выпадающем меню), либо в форме открытых тестов, когда учащиеся должны предложить свой ответ.

При этом многие подобные ресурсы дают возможность машинной проверки результатов и подсчета баллов. Это полезно с точки зрения мониторинга собственного прогресса.

Кейс техника

Название «кейс-техника» произошло от английского слова «case», т.е. случай или пример. При таком подходе изучение материала происходит в контексте данного случая.

Разбирая и анализируя отдельный текст или несколько связанных текстов, учащиеся погружаются в материал и получают возможность более детального изучения темы.

Данный метод лучше всего работает при соблюдении условия релевантности. Необходимо, чтобы материал имел прямое или опосредованное отношение к интересам учеников.

Это может быть хобби или любимый вид спорта в случае школьников или профессиональный интерес в случае студентов.

Применение кейс-техники для обучения иностранному языку

Например, для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и менеджмент» или «Маркетинг», изучение иностранного языка лучше основывать на «кейсах» фирм или предприятий.

В качестве задания студентам предлагается прочесть подробную информацию о компании на иностранном языке и на этой основе провести SWOT-анализ фирмы.

Анализ оформляется в виде таблицы по предлагаемому шаблону. Таблица включает 4 ячейки, в которые вписываются сильные и слабые стороны компании, угрозы и потенциал развития. На основе фактов студенты вырабатывают рекомендации по стратегическому развитию компании.

Задание включает в себя аналитическую часть, основанную на жизненном примере (например, на описании компании, взятом с официального сайта). На этом этапе учащиеся должны внимательно прочесть текст и выделить нужную информацию.

Однако смысл задания не только в том, чтобы, читая текст на иностранном языке, выбрать сильные и слабые стороны. Главное — сделать выводы и предложить стратегию развития.

Комментировать
Комментарии
  1. Игорь
    Ответить

    Полностью согласен с автором статьи, что в наших общеобразовательных школах программа по изучению иностранных языков, уже давно морально устарела и ее следует пересмотреть. Ради сравнения закончил курсы по англ. языку, где преподавали носителя данного языка, это небо и земля, практические весь школьный курс можно при правильно программе можно было постигнуть за 5 месяцев.

  2. Владимир
    Ответить

    Что касается школы, то там часто преподают те учителя, которые сами не умеют толком говорить. Чему они могут научить?
    Если ребенок еще маленький, то идеально — это игровая форма изучения, лучше пока не придумали.
    А если учить во взрослом возрасте, то неплохо работают различные онлайн сайты с заданиями, где тоже в некоторой игровой форме изучаются слова и нарабатывается словарь, и попутно запоминается грамматика.
    Кстати сейчас изучению языка очень способствуют онлайн игры, типа World of Warcraft и Counter Strike. Идеально говорить не научитесь, но понимать после 3-4 месяцев игры, особенно после хождений в рейды Wow, точно будете.
    Сам начинал учить именно так.

Это интересно
Adblock
detector