Стартапы появляются ещё в 1970-е годы, в 1990-е распространяются по всему миру и при помощи Интернета обретают популярность. Успех создания прибыльного бизнеса теперь зависит от современных средств связи, позволяющих к тому же получать прибыль, разрабатывая нематериальный продукт. В наше время интернет-стартапы дают возможность сформировать предпринимательство онлайн за счёт реализации идеи, на которую есть спрос.
Что такое интернет-стартап?
Интернет-стартапом называют недавно созданную фирму, которая ещё не зарегистрировалась как юридическое лицо и базируется на современных технологиях и инновационных идеях.
Несмотря на существование IT-сфере, интернет-стартап может касаться любой области деятельности. Главное его преимущество в том, что он предлагает потребителям совершенно новые товары и услуги. Интернет-стартапом может быть, например, социальная сеть или онлайн-сервис с особыми услугами (изучение языка и других дисциплин, фриланс-биржа). Над интернет-стартапом – так же, как и в бизнесе – работает команда энтузиастов, которые поддерживают идею.
Цели интернет-стартапа
У каждого предпринимателя есть цель, из-за которой он начинает работу над реализацией и развитием проекта.
Сначала нужно определить, какой бизнес вам нужен:
- Тот, что по достижении результатов можно продать другому предпринимателю;
- Так называемая «дойная корова», которая будет постепенно приносить прибыль.
От этого зависит будущее бизнеса и его дальнейший успех. После нужно набрать команду – это важный шаг, потому как именно эти люди будут работать вместе с вами над проектом. Чтобы повысить шансы стартапа на успех, лучше завлекать уже опытных участников, ранее работавших с другими проектами. Профессионалы в команде – залог успеха.
Интернет-стартап хорошо подходит для получения заработка и формирования профессиональной команды, с которой будете работать в будущем. Стартапы можно продавать, если у вас вышло их удачно запустить, или же использовать для получения небольшого дохода.
Преимущества интернет-стартапов
По сравнению с уже раскрученным бизнесом у стартапа есть ряд преимуществ, которые для многих оказываются решающими для того, чтобы начать своё дело.
При работе над интернет-стартапом можно выделить следующие положительные моменты:
- Возможность начать проект «с нуля», разрабатывая его под себя и вкладываясь по мере развития;
- Впоследствии реализованная идея принесёт неплохой доход;
- Не нужно вкладывать огромные суммы на старте;
- Разработанный интернет-ресурс можно монетизировать и получать регулярный доход с размещения объявлений или рекламы на сайте;
- Одновременно можно вести работу над несколькими интернет-стартапами с различными направлениями, вкладываясь понемногу в каждый из них;
- Независимость от места дислокации бизнеса;
- Отсутствие налогов, платы за аренду и содержание персонала, оборудования, оплаты штрафов;
- Потери ниже, чем при другом виде бизнеса;
- Полезный опыт.
Недостатки интернет-стартапа
Несмотря на все преимущества, интернет-стартапы имеют и свои минусы:
- Вложения могут не окупить себя и создать дыру в бюджете;
- Покупка интернет-стартапов может оказаться убыточным делом, так как есть вероятность, что ресурс находится в чёрном списке у поисковиков, или же информация, предоставляемая создателем, окажется неверной;
- Проект нуждается в постоянных инвестициях.
Без тщательного анализа и грамотной тактики инвестирования проект может «не выстрелить» или, наоборот, «опуститься на дно». Помните об этом и подходите к делу с максимальной внимательностью.
Риски интернет-стартапов
Создание собственного бизнеса само по себе рискованное дело, результат которого заранее определить невозможно. Однако возникают ситуации, которые могут привести к краху всего проекта и о которых стоит знать заранее.
Непопадание в область интересов целевой аудитории
Перед тем как приступить к реализации основной идеи интернет-стартапа, нужно определить целевую аудиторию, после этого – найти людей, попадающих в нужную нам категорию. Однако случается так, что найденная группа не интересуется вашим продуктом. Проблема заключается в недостатке информации.
Некорректное определение целевой аудитории
Для того чтобы верно определить свою целевую аудиторию, достаточно провести необходимые исследования, а именно:
- Интервьюировать участников;
- Пронаблюдать за проектами схожей тематики и их целевой аудиторией;
- Разговаривать с потенциальными посетителями, узнавать их мнение;
- Учитывать мнение каждого (!) для дальнейшего анализа.
Трудно будет тому предпринимателю, который слушает только себя и не обращает внимание на окружающих. Критика от конкурентов, советы опытных людей, которые ведут или вели бизнес, а также предложения и рекомендации от сторонних пользователей – всё это пригодится для совершенствования бизнеса. Не обязательно принимать позицию каждого, но выслушать и проанализировать информацию будет полезно.
Недостаточная активность аудитории
Возможно, вы набрали аудиторию в размере нескольких миллионов человек, однако действительно активных среди них – всего несколько тысяч. Именно они приносят доход и пользуются сервисом; такая ситуация довольно часто случается в Интернете.
Чтобы поддерживать лояльность посетителей, нужно приложить столько же усилий, сколько потребовалось на разработку целого проекта. В сети имеется множество тактик по завлечению клиентов и поддержке интересов, в число которых входит:
- Создание группы в социальных сетях;
- Наличие форума для пользователей;
- Проведение SEO-оптимизации;
- Удобная для использования обратная связь.
Для стартапера эти пункты особенно важны: необходимо подогревать интерес аудитории и узнавать о возникших проблемах и неудобствах при использовании сервиса.
Неудачная бизнес-модель
Ошибочный выбор бизнес-модели является самой распространенной проблемой при создании интернет-стартапа.
Любопытно, что многие инвесторы и предприниматели вкладывают в проект большие суммы, даже не взглянув на бизнес-модель. Из-за этого могут возникнуть такие ситуации, когда проект успешно функционирует, у него есть аудитория, но денег для его поддержания нет.
Бизнес-модель должна отвечать на вопросы «как» и «сколько». Разработанный план, возможно, не будет выполнен на 100 %, но наличие в нём расписанных календарных дней обязательно.
Срыв сроков в разработке
Планирование – очень важная часть в разработке всего проекта. Чтобы не произошло срывов сроков, следуйте нескольким дельным рекомендациям:
- Поставьте прототипирование интернет-стартапа в приоритет;
- Перед планированием спросите мнение о плане работ и графику у специалистов; полученную сумму и сроки заранее умножьте на два, чтобы не попасть впросак: на деле всё выходит дороже и занимает больше времени;
- Займитесь созданием плана-графика в календарном виде на период больше месяца и отслеживайте его.
«Неработающий» дизайн
Творчество – вещь довольно субъективная, однако главная особенность хорошего дизайна – это его работоспособность. Сервис не должен быть нагружен пёстрыми цветами и множеством деталей. Достаточно, чтобы пользователь свободно ориентировался в интерфейсе.
Ключевые принципы оформления:
- простота;
- понятность;
- лёгкость.
Изобретение велосипедов
В разработке интернет-стартапа не нужно попутно создавать новые технологии и фреймворки.
Удостоверьтесь, что не создаёте то, что уже находится в свободном использовании и облегчает работу целой команде. К тому же, повторная разработка обойдётся значительно дороже и займёт больше время, нежели применение уже готовых популярных библиотек, подобных решений, стабильных технологий.
Способы постройки интернет-стартапа
Для создания стартапа важны две вещи:
- Вложиться в проект;
- Найти единомышленников.
Если у предпринимателя уже есть идея и средства для её реализации, остается набрать команду специалистов, которая будет заниматься разработкой интернет-стартапа, его продвижением и поддержкой.
Можно искать единомышленников среди друзей и знакомых, которые поддерживают вашу идею и при этом обладают нужными для разработки знаниями. Конечно, даже в таком случае нужно запастись финансами, но затраты будут не такими высокими. При этом каждый член команды заинтересован в продвижении и вкладывается в развитие проекта вместе с вами.
Стратегии интернет-стартапов
Предприниматель должен понимать, что, создавая новый проект, он планирует выйти на рынок и начать зарабатывать.
Чтобы стартап приносил прибыль, нужно определить:
- Что действительно нужно создать?
- Кому это будет нужно?
Стратегия маркетинга должна быть прописана в соответствующем документе, в который можно вносить правки при необходимости. Это карта, которая на различных этапах развития интернет-стартапа подскажет, куда двигаться дальше.
Стратегия должна содержать:
- Основные положения проекта: характеристики, идея, описание продукта и его свойств;
- Цели, которые преследуют команда;
- Сведения о компании;
- Информацию об аудитории.
После определения этих пунктов можно вести разговор о финансировании и сроках. Иногда даже самая гениальная идея остаётся в небытии из-за «узких мест», которые трудно определить при проектировании интернет-стартапа.
Чтобы избежать встречи с подобными неудачами, следует:
- Уменьшить объектную область: избавиться от всего ненужного, не трогая только наиболее значимые элементы;
- Заняться проектированием: от детального планирования не будет толку, если вы не отобразите идею и стратегию на бумаге, придав ей форму.
Главное придать простую и понятную структуру плану действий. От степени проработки зависит шанс успеха. Пользуйтесь блокнотами или электронными редакторами. Для упрощения процесса создайте файл в виде таблицы с описанием основных факторов и того, на что они влияют. Пользуйтесь гибкими методологиями разработки, отделяйте основное от второстепенного. Учитывайте риски и отслеживайте реализацию плана-графика, который станет ориентиром на первое время.
Финансирование интернет-стартапа
Разумеется, для реализации идеи нужны деньги. У предпринимателя вариантов немного:
- Вложиться самостоятельно;
- Найти инвестора.
Иногда возникают ситуации, когда необходимо прибегнуть к обоим вариантам. Вложение собственных финансов не вызывает вопросов, однако их почти всегда недостаточно, и появляется потребность в помощи от сторонних заинтересованных лиц – инвесторов.
Популярностью пользуются следующие инвесторы:
- Бизнес-ангелы;
- Венчурные фонды;
- Родственники, друзья, знакомые.
Бизнес-ангелы – частные лица, которые могут профинансировать интернет-стартап ещё на этапе создания идеи. Чаще всего они не мешают спокойно работать и не стремятся вернуть вложенные средства. Причина, по которой они в вас вкладывают, – это вера в будущую долгосрочную прибыль, создание так называемого пассивного заработка.
А вот венчурные фонды, по сравнению с бизнес-ангелами, вкладывают в интернет-стартапы деньги, полученные от других частных лиц, со страховых компаний или пенсионных фондов. На эти средства и происходит финансирование стартапа, который сулит хороший доход. Венчурные фонды также могут обеспечить вас финансами при одном готовом бизнес-плане, однако обслуживать им приятнее молодые фирмы, которые не имеют средств для организации старта.
Финансирование интернет-стартапов всегда связано с рисками. Никто не уверен, вырастет ли ваш продукт до уровня известных сервисов, как Амазон или Твиттер, но если идея обещает быть прибыльной, найти инвесторов не составит труда.
Примеры интернет-стартапов
Среди известных стартапов можно выделить наиболее успешные проекты:
- Facebook;
- ВКонтакте;
- Википедия;
- YouTube;
- Flickr;
- Twitter.
Помимо социальных сетей «для всех» существуют также сервисы более узкого направления, где главную роль тоже играет коммуникация. Среди них можно назовем:
- Spotify – сервис, где пользователь может слушать любимые песни и делиться музыкой с друзьями;
- Instagram, Pinterest – социальные сети, где коммуникация происходит через обмен фотографиями и их публикацию на странице;
- Twitter – сервис, в основе которого лежит публикация небольших сообщений.
Интернет-стартапы имею множество нюансов и не дают гарантий, что проект «взлетит» и окупит себя. Важно уделять стартапу достаточно времени и постоянно заниматься им на протяжении нескольких лет. Если считаете, что у вас всё получится и вы сумеете справиться с любыми трудностями на пути, – пробуйте. Но не забывайте, что вам необходим опыт, множество знаний и стратегий, а также способность решать проблемы.
Меня тоже одно время увлекла идея создания своего интернет магазина, но на практике реализовать его оказалось не так просто. Вернее создание сайта и странички — это самые легкие этапы, а вот найти свою аудиторию, это оказалось действительно непростым делом. И самому это реализовать нереально. Чтобы получать стабильный доход от такого вида деятельности нужно работать очень много, не меньше, чем в обычном магазине, а то и поболее. Еще один момент меня смущает — я не против платить налоги, чтобы все было официально, но не знаю как правильно это все организовать. Но если проект «выстрелит», то это хорошие деньги.
Интернет-стартапов всё больше с каждым. Эта сфера действительно очень богатая и перспективная, поэтому всё больше людей занимается проектами именно в интернете. Мой стартап, который был запущен два года назад, сейчас является действительно крупным проектом в интернете.
А мне кажется это достаточно убыточным делом. Нужно обладать действительно настоящим чутьем, чтобы попасть в струю и найти свою аудиторию.
По моему мнению в интернет-стартапы выгодно вложиться ведь эта сфера человеческой деятельности стремительно развивается. Согласно с автором статьи о том, что есть множество рисков и куча мошенников, но доход в случае чего перекроет все потери. Думаю это направление стоит внимательно изучать, сам планирую вложиться в несколько проектов. Как оно будет, покажет лишь время, просто не хочется потом локти кусать.