Новые банковские технологии позволяют:

  • клиентам — удовлетворять новые потребности в оперативном, качественном и доступном обслуживании на всех уровнях;
  • банкам — минимизировать издержки, привлечь новых и повысить лояльность существующих потребителей;
  • финансовой системе — обеспечить динамичное развитие и стабильность.

Современные банковские технологии

Понятие банковских технологий объединяет такие подсистемы банка, как “Информационная поддержка”, “Безопасность и риски”, “Оптимизация бизнес-процессов”, “Менеджмент и маркетинг”. Это:

  • программное обеспечение, обеспечивающее ежедневную реализацию текущих банковских операций;
  • специальные компьютерные программы, призванные управлять коммуникациями с клиентами, другими банками, рыночными партнерами, государственными и фискальными органами;
  • элементы внутренней и внешней систем защиты информации, баз данных, банкоматов и терминалов самообслуживания, кассовой дисциплины и работы подразделений в современном банке;
  • внутренние процедуры и модели, связанные с управлением рисками;
  • системы электронного документооборота, связывающие процессы планирования, организации, контроля деятельности и обеспечивающие непрерывный мониторинг исполнительской дисциплины;
  • порядок и положения, структурирующие проведение отдельных операций и продажу продуктов;
  • разработка новых каналов обслуживания клиентов и др.

Банковские инновации должны пронизывать все эти процессы, чтобы отвечать требованиям, которые диктует динамично развивающийся рынок, сохранять конкурентоспособность и претендовать на лидерство в отрасли.

Реализация информационных, документарных, компьютерных технологических инноваций обеспечивает оптимизацию рабочего процесса, позволяет организовать результативный диалог с клиентом. Благодаря инвестированию в развитие средств для улучшения сервисного обслуживания современные крупные банки также расширяют географию предоставления услуг.

Содержание банковских технологий

Банковскую технологию можно представить как систему связей между отдельными структурными элементами внутри учреждения либо вне его (при взаимодействии с контрагентами).

Новые технологии в банковском деле появляются под влиянием общих технологических изменений, совершенствования законодательной базы, внедрения передовых технологий в бесконтактных способах оплаты, развития потребностей клиентов и наследования мирового опыта.

Инновации проводятся, охватывая следующие структурные элементы:

  • существующие формальные и межличностные бизнес-процессы, прописанные в виде инструкций, порядков, блок-схем или диаграмм;
  • организационная структура, штатное расписание и функциональные обязанности подразделений и сотрудников, участвующих в реализации;
  • программно-аппаратные средства, которые служат для автоматизации проводимых транзакций и их учета.

Без соответствующих технологий нельзя качественно реализовывать задачи управления, поскольку за последние несколько лет резко изменились требования к скорости принятия решений, увеличился объем операций и информации, используемой в финансовой деятельности.

Примеры инноваций в банковской сфере

Финансовые инновации затрагивают все сферы обслуживания клиентов, причем речь идет как о розничном бизнесе, работающем с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, так и секторе предприятий малого и среднего бизнеса, а также работе с крупными корпоративными клиентами — юридическими лицами и бюджетными организациями.

В качестве примеров инноваций для клиентов разного уровня и потребностей можно назвать:

  1. Переход на новые технологии дистанционного обслуживания клиентов. Доля операций, проводимых в подразделениях банка (кассах и операционных центрах), продолжает устойчиво снижаться. Устойчивый рост демонстрирует число операций в других каналах обслуживания, более удобных для потребителей: через Интернет-банк, мобильные приложения, чаты.
  2. Уверенное развитие безналичных расчетов через пластиковые карточки при снижении объемов снятия наличных.
  3. Подтверждение сотрудничества между банком и клиентом через оферту, которое открывает широкие возможности для дальнейших бездоговорных отношений, в том числе для кредитования среди крупных клиентов.
  4. Уход от низкодоходных нестандартизированных операций. Банки стремятся по максимуму упростить продуктовые ряды и бизнес-процессы, чтобы минимизировать свои расходы на содержание и обучение персонала и сократить трудоемкость транзакций.
  5. Развитие возможностей использования в банковском секторе искусственного интеллекта и машинного обучения для построения CRM-систем, анализа кредитных рисков и совершенствования скоринговых моделей.

Внедрение новых банковских технологий в России

Российский рынок отличает планомерное и размеренное внедрение инноваций в банковском секторе.

Нововведения сдерживаются вследствие влияния нескольких факторов:

  1. Законодательные ограничения, особенно в части идентификации и договорного обслуживания.
  2. Территориальная разобщенность многих банковских учреждений, представленных во всех регионах.
  3. Недостаточный уровень финансовой грамотности среди массовых потребителей.

При этом можно назвать ряд удачных примеров внедрения инновационных банковских технологий в России:

  • переход на планшетное обслуживание с возможностью перекрестного обучения клиентов навыкам интернет-банкинга в Сбербанке;
  • диджитализация общения с использованием ботов в КБ «Новый век»;
  • построение дистанционной модели взаимодействия, структурирование данных о клиентах и персонализация кредитных предложений в “Тинькофф Банк”;
  • развитие платежных сервисов, например, пополнение карт банка с карт любых банков (при условии наличия 3DS на карте отправителя) от БИНБАНКа;
  • переход на технологии бесконтактных платежных операций PayPass и payWave (поддерживает целый ряд российских партнеров).

Развитие отрасли происходит благодаря дальнейшему совершенствованию всех составляющих деятельности банковского учреждения.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here