Подрывные инновации

Нововведения, подрывающие привычное соотношение ресурсов и ценностей на рынке, называются подрывными инновациями. В результате вхождения этих инноваций старые продукты теряют конкурентоспособность, заменяются новыми.

Термин “подрывные инновации” принадлежит Клею Кристенсену. В опубликованной 20 лет назад книге “Дилемма новатора” он делится идеей о том, что для любой компании одной из самых уязвимых точек являются новые технологии и продукты.

Кратко об идее подрывных инноваций

Технологии предлагают новейшие виды уже имеющихся на рынке продуктов или услуг. Обычно производство требует снижения рентабельности, и именно поэтому успехи технологии часто являются неожиданностью для крупных гигантов рынка. Кристенсен утверждает, что методика менеджмента, которую, используют уже известные компании, мешают им отойти от привычного ритма работы и заняться бизнес-творчеством.

идея подрывных инноваций

Подрывные инновации становятся настоящей неожиданностью, которая меняет динамику развития рынка. Примерами для понимания сути этой технологии могут послужить:

  • Учебники из бумаги и пришедшие им на смену дешевые и доступные гражданам электронные книги;
  • Кареты и лошади, замененные автомобилями, велосипедами и другими средними передвижения, удобными и эффективными;
  • Множество печатных энциклопедий и собранное онлайн-издание с огромным массивом информации Википедия;
  • Обычные и электронные деньги, которые в некоторых кругах заменяют на виртуальную валюту;
  • Банковские приложения на мобильных телефонах, позволяющие онлайн оплатить практически все товары и услуги, и делающие кассы для оплаты услуг менее востребованными.

Однако, не все продукты и услуги, ставшие за короткое время конкурентоспособными на рынке, называют подрывными инновациями. Применим этот термин в основном к изначально малоизвестными компаниям, которые, нацеливаясь на заброшенный или слабо популяризированный сегмент, пытаются предложить свои качественные продукты по низкой цене.

При этом товар, который они предоставляют, должен отличаться высоким качеством, быть доступным и эффектным для большинства.

Модель подрывной инновации

Модель включает кривые прогресса потребления, прогресса технологий, противопоставление старых и новых методов.

Модель подрывной инновации

Кривая процесса потребления — основа модели, которая выражается в выходе на рынок и создании модели будущего бизнеса. Кривая показывает то, насколько потребители готовы к инновациям, поймут ли они надежность и эффективность нового продукта. Для подрывной инновации характерен постоянный рост этой линии, динамика должна увеличиваться с каждым месяцем. Стоит отметить, что на показатель влияет не только то, какими свойствами обладает сама инновация, но и оснащенность труда на данный момент.

Кривая прогресса технологий показывает насколько хорошо фирмой обеспечены максимальные показатели качества предлагаемого продукта, является ли в действительности усовершенствованной модель. Потребили не сразу в состоянии понять достижения, поэтому при выходе на рынок кривая прогресса потребления опережает ее. В то же время, когда найдено соответствие качества и спроса эти две линии соприкасаются.

Противопоставление старых и новых моделей является необходимостью для фирм, занимающихся подрывными инновациями. Новые продукты не рассчитаны на постоянных потребителей, в то время как старые стабильны. Противопоставление включает в себя вывод неизвестных новшеств, начало нового технологического цикла.

Автор бестселлера выделил и несколько стадий подрывной инновации, по которым неизменно движется любая модель:

  • Утверждение (поиск оптимального вида продвижения на рынке);
  • Усовершенствование (“подгонка” под требования потребителей, уменьшение стоимости и увеличение доступности);
  • Привлечение новых покупателей (расширение сектора сбыта продукции или услуги);
  • Вытеснение (замещение подрывной инновацией старых методов, крах утвердившихся ранее компаний).

Основные принципы

Новации невозможны без следования пяти главным принципам. Внедрение только нескольких из них грозит предприятию разорением на начальном этапе. В то же время вероятность провала даже при соблюдении принципов тоже достаточно высокая.

принцип подрывной инновации

Основной принцип — это принятие решений, нестандартных и рискованных одновременно. Старые компании опираются на поддерживающие технологии, в то же время подрывные ищут инновационные решения.

Принцип масштабирования заключается в то, что подрывные инновации ищут не уже прибыльные рынки, а находят новые или сами способствуют их возникновению. Новые компании могут передавать ответственность за развитие фирмам, чей масштаб соответствует масштабу целевой аудитории. Суть масштабирования заключается в том, что небольшим компаниям легче выйти на маленьком рынке, чем на крупном, с устоявшимися традициями.

Третий принцип — это отсутствие классического анализа и планирования. У рассматриваемых технологий нет своего собственного рынка, с устоявшимися нормами и правилами игры, поэтому стандартный анализ ситуации и поиск методов увеличения продаж не подойдет им. Основанное на открытиях планирование — единственно возможная ситуация, при которой у подрывных инноваций есть будущее. Управление, как и получение данных, анализ и построение плана зависит от текущей ситуации и способности менеджеров компании быстро перестраиваться в зависимости от потребностей потребителей.

Следующий принцип заключается в том, что в рамках деятельности компании невозможно полностью положиться на человеческие ресурсы. Стремительно меняющаяся динамика развития не позволяет найти сотрудников, которые идеально бы соответствовали занимаемой должности.

И последний принцип подрывной инновации состоит в том, что руководителям предприятия требуется быть готовыми к рискам и возможности краху бизнеса. Продукт оказывается слишком инновационным, поэтому просто не соответствует средним требованиям рынка.

Есть несколько примеров, когда продукт был невостребованным, но через 10-20 лет стремительно выходил на свою нишу и замещал имеющиеся аналоги.

Будущее подрывных инноваций

Подрывные инновации будущего

Примером успеха инновационно-подрывных инноваций в 20 веке послужили телефоны, заменившие телеграф, пароходы, пришедшие на смену парусным судам, электронная почта, ставшая аналогом почты. Тем не менее, будущее подрывных инноваций видится экспертам обширным и многообещающим.

Большинство из них концентрируется в области разработки электронных девайсов, приложений. Мегатрендами, которые будет определять развитие общества и бизнеса в целом, ближайшие десятилетия также называют ИТ-системы, искусственный интеллект, доставку дронами, объемную печать, офисную роботизацию, промышленную роботизацию, блокчейны. Немаловажную роль играет и развитие электронных, виртуальных денежных систем, новаторские процессы в ИТ-сегменте. Подрывные инновации будущего направлены на оптимизацию промышленных, обслуживающих население процессов, и получение эффективности с меньшим использованием человеческих ресурсов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here