Инновации – это идеи, товары или технологии, которые применяются в производстве и реализации продуктов. Они воспринимаются владельцами, сотрудниками или покупателями, как новые, неизвестные, которые обладают новыми свойствами. Термин используется в экономической сфере, отрасли управления персоналом.
Сопротивление инновациям в системе управления
Компании, которые планируют стабильно развиваться, вынуждены всё время искать новые пути развития бизнеса, внедряя множество новых правил. Инновации определяют перечень факторов, среди которых:
- Стратегия развития.
- Уровень конкурентоспособности.
Инновации – путь к продвижению компании.
Не все нововведения принимаются персоналом. Это явление называется сопротивлением инновациям.
Этим вопросом в свое время задавались отечественные и зарубежные специалисты, например, В. Б. Бычина, Дж. М. Джоржа, Г. Р. Джоунса и другие.
Опыты исследователей позволяют выделить основные причины возникновения сопротивления, отследить оптимальные пути решения подобной проблемы.
Введение инноваций: чего стоит ожидать?
Все проблемы, с которыми сталкивается руководство компании при внедрении инноваций, так или иначе связаны с отсутствием их принятия. Такое непринятие воспринимается руководством как саботаж, в некоторых случаях ставит под удар всю инновационную программу. В это время важно предпринять ряд ответных действий, которые помогут стабилизировать ситуацию и ускорить процесс внедрения.
Стоит отметить, что все развивающиеся компании, как крупные, так мелкие, на каждом этапе своего развития сталкиваются с понятием сопротивления инновациям. В первую очередь это связано с консерватизмом, инертностью людей, их стремлением к стабильности в жизни. При возникновении изменений люди неловко себя чувствуют, что сопровождается внутренним протестом и отображается на поведении. Это создает внутренние/внешние барьеры на пути к прогрессу.
Внутреннее сопротивление – это отрицательная реакция с отказом от участия во внедрении новых стратегий управления. Характерно для реализации товаров, разработки рекламной кампании и всего того, над чем работает предприятие. Такое сопротивление может наблюдаться среди организационных единиц компании (управляющих) и простых служащих.
Сопротивление может носить осознанный и неосознанный характер.
Важными факторами при нейтрализации сопротивления являются:
- Профессиональная подготовленность сотрудников.
- Наличие практики принятия подобных решений со стороны руководства предприятия.
Важным условием при планировании внедрения новшеств является подготовка сотрудников к таким изменениям, прогнозирование реакции. Внешнее сопротивление – реакция, которую оказывают на фирму другие участники рыночных отношений. К ним относятся:
- Поставщики.
- Покупатели.
- Посредники.
- Общественность, СМИ.
- Конкуренты.
Все эти составляющие высказывают свое мнение о деятельности компании и конечном продукте. Например, финансовые институты значительно влияют на стоимость, популярность того или иного бренда на фондовой бирже. Это обусловлено регистрацией предприятием своих акций/облигаций и продажу их через рынок ценных бумаг.
Подобным способом производится оценка рыночной стоимости компании. Это же касается средств массовой информации, которые не только собирают и анализируют информацию, но также способны интерпретировать её в своем понимании.
Одними из самых крупных консалтинговых агентств можно назвать Moody’s, Dun&Bradstreet, Standard&Poors. Эти агентства составляют рейтинг успешности и значимости компаний, что значительно влияет на их популярность.
Таким образом, любые инновации, в особенности в крупных организациях, не проходят мимо критики как внутри предприятия, так и на внешнем рынке. Критика со стороны СМИ, других участников рыночных отношений может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Внутренние сопротивления инновациям часто сопровождаются:
- Отсутствием необходимой информации об изменениях.
- Наличием консервативных взглядов.
- Страхом перед неудачей.
- Отсутствием материальных стимулов.
- Возникновением дополнительных конфликтов и разногласий внутри коллектива.
- Психологическим фактором (страх перед изменениями).
Интересным фактом является то, что молодые люди не выделяют отсутствие опыта, как одну из основных причин сопротивления инновациям.
Еще одной важной проблемой является готовность работников к изменениям, стремление развиваться. При наличии своевременного планирования внедрения инноваций, мудрого лидера, эти проблемы возникают гораздо реже.
Способы нейтрализации сопротивления на пути к инновациям
Вопрос о том, как снизить риски отрицательной реакции на изменения, своевременно среагировать на сопротивление, остается открыт. Множество гуру в сфере управления рекомендуют новичкам тщательно продумывать внедрение инноваций, постепенно переходить к плану. Это необходимо для снижения рисков отрицательной реакции со стороны сотрудников компании, внешнего рынка.
Множество ведущих компаний, прежде чем выпустить новый продукт или услугу, проводят подготовку его к презентации. Таким образом, готовят потребителей и рынок к изменениям. Как правило, такая подготовка осуществляется с помощью положительной рекламы, что предрасполагает аудиторию.
Это же происходит внутри компании с её сотрудниками, только намного раньше.
Важно внедрить систему коллективного принятия решений, что позволит увеличить значимость и ответственность каждого сотрудника. Важный фактор – личная, психологическая подготовленность сотрудника к изменениям, что определяет его ценность на бирже труда. С этим фактором сотрудник в конкурентной среде чаще всего вынужден сражаться сам.
К сожалению, далеко не все люди готовы к инновациям, у многих все новое вызывает внутренний протест. Еще хуже, когда внедрению инноваций в ту или иную область человеческой деятельности мешает целая система. Думаю, нужно бороться с подобными стереотипами и страхами, они только тормозят процесс. Инновации нужны, без них нормальное развитие невозможно.
Зачастую, большинство сотрудников считает внедрение инноваций лишним «напрягом». Особенно, это касается должностей, которым на предприятии и так живется хорошо. Наши люди привыкли жить в постоянстве и стабильности, им тяжело покидать «зону комфорта». Но, и внедрять инновации нужно постепенно. Изначально, нужно подготовить управленческий департамент — тренинги, поездки на предприятия с внедренными аналогичными переменами, вибинарами и т.д.
Рядовые сотрудники зачастую сопротивляются инновациям на работе именно потому, что они отбирают у них рабочие часы, ну и заработную плату уменьшают. Да и крупные бизнесмены, зарабатывающие деньги на предприятиях прошлых технологических укладов, также не особо заинтересованы в том, чтобы тратить деньги на внедрение инноваций в производство