Преодолеваем сопротивление инновациям: от рядового сотрудника до топ менеджмента

Преодолеваем сопротивление инновациям: от рядового сотрудника до топ менеджмента

Преодолеваем сопротивление инновациям: от рядового сотрудника до топ менеджмента
3
4 666

Инновации – это идеи, товары или технологии, которые применяются в производстве и реализации продуктов. Они воспринимаются владельцами, сотрудниками или покупателями, как новые, неизвестные, которые обладают новыми свойствами. Термин используется в экономической сфере, отрасли управления персоналом.

Сопротивление инновациям в системе управления

Компании, которые планируют стабильно развиваться, вынуждены всё время искать новые пути развития бизнеса, внедряя множество новых правил. Инновации определяют перечень факторов, среди которых:

  • Стратегия развития.
  • Уровень конкурентоспособности.

Инновации – путь к продвижению компании.

Не все нововведения принимаются персоналом. Это явление называется сопротивлением инновациям.

Преодолеваем сопротивление инновациям: от рядового сотрудника до топ менеджмента

Этим вопросом в свое время задавались отечественные и зарубежные специалисты, например, В. Б. Бычина, Дж. М. Джоржа, Г. Р. Джоунса и другие.

Опыты исследователей позволяют выделить основные причины возникновения сопротивления, отследить оптимальные пути решения подобной проблемы.

Введение инноваций: чего стоит ожидать?

Все проблемы, с которыми сталкивается руководство компании при внедрении инноваций, так или иначе связаны с отсутствием их принятия. Такое непринятие воспринимается руководством как саботаж, в некоторых случаях ставит под удар всю инновационную программу. В это время важно предпринять ряд ответных действий, которые помогут стабилизировать ситуацию и ускорить процесс внедрения.

Стоит отметить, что все развивающиеся компании, как крупные, так мелкие, на каждом этапе своего развития сталкиваются с понятием сопротивления инновациям. В первую очередь это связано с консерватизмом, инертностью людей, их стремлением к стабильности в жизни. При возникновении изменений люди неловко себя чувствуют, что сопровождается внутренним протестом и отображается на поведении. Это создает внутренние/внешние барьеры на пути к прогрессу.

Преодолеваем сопротивление инновациям: от рядового сотрудника до топ менеджмента

Внутреннее сопротивление – это отрицательная реакция с отказом от участия во внедрении новых стратегий управления. Характерно для реализации товаров, разработки рекламной кампании и всего того, над чем работает предприятие. Такое сопротивление может наблюдаться среди организационных единиц компании (управляющих) и простых служащих.

Сопротивление может носить осознанный и неосознанный характер.

Важными факторами при нейтрализации сопротивления являются:

  • Профессиональная подготовленность сотрудников.
  • Наличие практики принятия подобных решений со стороны руководства предприятия.

Преодолеваем сопротивление инновациям: от рядового сотрудника до топ менеджмента

Важным условием при планировании внедрения новшеств является подготовка сотрудников к таким изменениям, прогнозирование реакции. Внешнее сопротивление – реакция, которую оказывают на фирму другие участники рыночных отношений. К ним относятся:

  • Поставщики.
  • Покупатели.
  • Посредники.
  • Общественность, СМИ.
  • Конкуренты.

Все эти составляющие высказывают свое мнение о деятельности компании и конечном продукте. Например, финансовые институты значительно влияют на стоимость, популярность того или иного бренда на фондовой бирже. Это обусловлено регистрацией предприятием своих акций/облигаций и продажу их через рынок ценных бумаг.

Подобным способом производится оценка рыночной стоимости компании. Это же касается средств массовой информации, которые не только собирают и анализируют информацию, но также способны интерпретировать её в своем понимании.

Преодолеваем сопротивление инновациям: от рядового сотрудника до топ менеджмента

Одними из самых крупных консалтинговых агентств можно назвать Moody’s, Dun&Bradstreet, Standard&Poors. Эти агентства составляют рейтинг успешности и значимости компаний, что значительно влияет на их популярность.

Таким образом, любые инновации, в особенности в крупных организациях, не проходят мимо критики как внутри предприятия, так и на внешнем рынке. Критика со стороны СМИ, других участников рыночных отношений может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Преодолеваем сопротивление инновациям: от рядового сотрудника до топ менеджмента

Внутренние сопротивления инновациям часто сопровождаются:

  • Отсутствием необходимой информации об изменениях.
  • Наличием консервативных взглядов.
  • Страхом перед неудачей.
  • Отсутствием материальных стимулов.
  • Возникновением дополнительных конфликтов и разногласий внутри коллектива.
  • Психологическим фактором (страх перед изменениями).

Интересным фактом является то, что молодые люди не выделяют отсутствие опыта, как одну из основных причин сопротивления инновациям.

Еще одной важной проблемой является готовность работников к изменениям, стремление развиваться. При наличии своевременного планирования внедрения инноваций, мудрого лидера, эти проблемы возникают гораздо реже.

Способы нейтрализации сопротивления на пути к инновациям

Вопрос о том, как снизить риски отрицательной реакции на изменения, своевременно среагировать на сопротивление, остается открыт. Множество гуру в сфере управления рекомендуют новичкам тщательно продумывать внедрение инноваций, постепенно переходить к плану. Это необходимо для снижения рисков отрицательной реакции со стороны сотрудников компании, внешнего рынка.

Преодолеваем сопротивление инновациям: от рядового сотрудника до топ менеджмента

Множество ведущих компаний, прежде чем выпустить новый продукт или услугу, проводят подготовку его к презентации. Таким образом, готовят потребителей и рынок к изменениям. Как правило, такая подготовка осуществляется с помощью положительной рекламы, что предрасполагает аудиторию.

Это же происходит внутри компании с её сотрудниками, только намного раньше.

Важно внедрить систему коллективного принятия решений, что позволит увеличить значимость и ответственность каждого сотрудника. Важный фактор – личная, психологическая подготовленность сотрудника к изменениям, что определяет его ценность на бирже труда. С этим фактором сотрудник в конкурентной среде чаще всего вынужден сражаться сам.

Комментировать
Комментарии
  1. Лада
    Ответить

    К сожалению, далеко не все люди готовы к инновациям, у многих все новое вызывает внутренний протест. Еще хуже, когда внедрению инноваций в ту или иную область человеческой деятельности мешает целая система. Думаю, нужно бороться с подобными стереотипами и страхами, они только тормозят процесс. Инновации нужны, без них нормальное развитие невозможно.

  2. Дмитрий
    Ответить

    Зачастую, большинство сотрудников считает внедрение инноваций лишним «напрягом». Особенно, это касается должностей, которым на предприятии и так живется хорошо. Наши люди привыкли жить в постоянстве и стабильности, им тяжело покидать «зону комфорта». Но, и внедрять инновации нужно постепенно. Изначально, нужно подготовить управленческий департамент — тренинги, поездки на предприятия с внедренными аналогичными переменами, вибинарами и т.д.

  3. Виталий Токовой
    Ответить

    Рядовые сотрудники зачастую сопротивляются инновациям на работе именно потому, что они отбирают у них рабочие часы, ну и заработную плату уменьшают. Да и крупные бизнесмены, зарабатывающие деньги на предприятиях прошлых технологических укладов, также не особо заинтересованы в том, чтобы тратить деньги на внедрение инноваций в производство

Это интересно
Adblock
detector