финансовая модель стартапа

На начальных этапах концепция бизнеса, его идея и реализация больше напоминают хаос. Это чревато разными последствиями: от полного провала проекта до неразумных трат ресурсов, ведущих к неминуемому банкротству. Без чёткого представления и адекватной финансовой модели есть высокая вероятность того, что достижение «точки невозврата» — момента, когда все финансы потрачены, а задуманная задача не выполнена – останется незамеченным.

Именно с целью предупреждения таких последствий и помощи начинающим предпринимателям была создана концепция LeanStartup – комплекс мероприятий, правил и советов, которые научат перспективных бизнесменов бережному отношению к полученным ресурсам, а также помогут им развиться до крупных проектов и повысить их инвестиционную привлекательность.

Автором идеи Lean Startup считается Эрик Рис. Он заложил основы «правил экономии» — разумного расхода ресурсов по реальной необходимости. Главное правило, которое поможет проекту пройти долгий путь от перспективной идеи до крупной компании, является использование финансовой модели стартапа.

Что это такое. Правила построения

финансовая модель для стартапа

Предмет экономического моделирования стартапа – это создание абстрактного макета, который описывает реальный или ожидаемый ход развития проекта. В процессе его построения исследуются десятки вопросов, которые охватывают все или некоторые направления деятельности компании, а также ожидания и аналитику по поводу скачков стоимости акций, активов и других объектов, имеющих экономический вес и возможность оценки.

Сама модель стартапа представляет собой частичное или полное описание элементов и компонентов предприятия, которые выражаются в денежных единицах. Как правило, она оформляется в виде документа, который будет эффективно систематизировать и классифицировать информацию о разных сферах работы, их взаимодействии и дальнейшем развитии.

В идеале она должна иметь многоуровневую структуру с общим и углубленным представлением об экономическом состоянии проекта. Чаще всего она создается инструментами пакета Microsoft Excel, и включает прогнозы на будущее предприятия по двум направлениям: исходя из допущений и планов самого стартапа (то есть, внутренние факторы) и по внешней среде. Её основные пункты – отчёт о прибыли и убытках, с учётом правил изменений баланса и движении активов.

Зачем нужна

обзор финансовой модели

Эффективный прототип может быть использован сторонними лицами (потенциальными или реальными инвесторами, потребителями и кредиторами), либо работниками самого проекта – владельцами и менеджерами. Она используется для следующих задач:

  • Объяснения концепта стартапа. Финансовое моделирование в виде реальных (или предполагаемых) цифр наглядно показывает источники дохода, необходимые затраты и другие ключевые экономические моменты. Большинство инвесторов в ходе первичного просмотра и оценки перспективности проекта ориентируются на финансовую модель, а не на бизнес-план или меморандум. Для управленческого звена компании такой макет дает целостное представление о положении дел на предприятии, путях его развития и оптимизации трат, даёт возможность сформировать правила и принципы функционирования предприятия.
  • Заявление о текущей стоимости бизнеса и динамики его цен. Для этого используется метод DiscountedCashFlow – DCF. Оценка с применением правил дисконтированных денежных потоков определяет перспективы роста предприятия и помогает владельцам стартапа показать адекватную стоимость проекта, подкрепленную цифрами и графиками.
  • Определение основных экономических факторов. Правильно составленный документ о состоянии стартапа показывает основные моменты, которые влияют на максимальный рост стоимости бизнеса. Эта информация будет полезна, как инвесторам, так и менеджерам предприятия. Экономические факторы выделяются благодаря анализу начальных данных, допущений и предположений по поводу влияния внешней и внутренней среды на состояние компании.
  • Оформление инвестиционного плана. Одним из ключевых разделов является план инвестиций – определение точного количества ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. Также в этот план входят оборотный капитал, вложения и приобретения других компаний.
  • Разработка скриптов стратегического развития. На основе модели можно построить приблизительные сценарии роста компании под влиянием разных внутренних и внешних факторов. Такой вид планирования позволяет выразить и предупредить риски для бизнеса, обобщить правила поведения на рынке.
  • Бенчмаркинг. Бенчмаркинг – комплекс мероприятий для определения текущих и предполагаемых показателей бизнеса и его конкурентов, слабых и сильных сторон, а также нахождения способов и индивидуальных правил оптимизации и повышения эффективности.
  • Динамическое отслеживание изменений. В основу закладываются такие факторы влияния на выручку и затраты: себестоимость и цена на продукцию, зарплаты персоналу, налоги, погашение кредитов и производственные запасы.

Все эти пункты доказывают, что финансовое моделирование – важный инструмент для планирования бизнеса, представление его инвесторам, повышения эффективности, определения правил и направлений развития, а также оптимизации расходов.

Как создать

создание финансовой модели стартапа

Экономическое моделирование стартапа лучше всего проводить с помощью Excel, структурируя документ по месяцам. Главное правило разработки плана – следование принципу «от простого к сложному». Для начала можно создать простой макет бизнеса и установить взаимосвязи между разными компонентами. После этого его можно расширить и дополнить разными понятиями. Основные этапы формирования экономического прототипа стартапа:

  • Анализ и структуризация доходов.
  • Подсчёт расходов.
  • Оценка операционной деятельности.
  • Включение дополнительных переменных: амортизации, налогов и процентов.

Планирование доходов

планирование доходов стартапа

Это первый этап создания макета стартапа. Прогноз создается по следующему сценарию:

  1. Определение источников дохода, формирование правил и плана продаж.
  2. Анализ рынка сбыта.
  3. Расчёт итогового входящего денежного потока.
  4. Фиксирование себестоимости продаж.

В будущем не будет необходимости в создании новых расчётных макетов стартапа. В процессе работы уже готовый документ можно корректировать, углублять и расширять с учётом новых данных о бизнесе.

Планирование расходов

планирование расходов стартапа

На этом этапе рассчитываются следующие переменные:

  • Расходы, необходимые для оказания услуг или продажи продукции.
  • Валовая прибыль.
  • Постоянные расходы, такие как: аренда, оплата персонала, содержание производственного оборудование и прочее.

При планировании расходов стартапа, как правило, в приоритет ставятся детализация и реалистичность расчётов и предположений. Для составления чёткого плана понадобится анализ рынка и конкурентов и, возможно, помощь более опытных предпринимателей.

Операционная прибыль

получение прибыли со стартапа

Этот показатель необходим для оценки операционной деятельности компании. В перспективе она должна быть положительной. На первых месяцах допускается ситуация, когда валовая прибыль не покрывает затрат, но в будущем для избежания банкротства операционная деятельность должна быть больше расходных цифр.

Другие экономические показатели

Главное правило создания эффективной финансовой модели стартапа – изучение всех аспектов деятельности компании.

показатели финансовой модели для стартапа

Поэтому для полноты представления включаются такие факторы:

  • Суммарные затраты на закупку средств производства.
  • Амортизация для финансового учёта.
  • Налоговые вычеты.
  • И опциональные показатели в случае привлечения заёмных средств: сумма займа, регулярные выплаты на погашение и проценты.

Заключение

Табличное структурирование основных моментов развития стартапа создаст прогнозный отчёт движения средств. Сего помощью можно спланировать финансовые поступления и определить главные аспекты деятельности компании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here