Ни одно изменение в компании не сталкивается с таким сопротивлением, как инновации в коммерческой деятельности: презентация нововведений вызывает реакцию отторжения у коллектива, которую необходимо преодолеть. Это связано со стереотипным мышлением, неприятием нового, желанием сохранить статус-кво. Для преодоления этих трудностей необходима разъяснительная работа в виде тренингов, семинаров, коучинга.

Классификация и жизненный цикл инноваций

Во-первых, необходимо объяснить сотрудникам, что такое инновация. Под этим термином принято понимать новшество, внедряемое в бизнес-процессы. Это изобретение, не имеющее аналогов в конкурирующих компаниях. Оно позволяет предприятию сохранить высокую динамику роста и приносить прибыль.

Жизненный цикл изобретения начинается с идеи. Она может зародиться в недрах предприятия, например, в виде рационализаторского предложения или инициативы работника. Источником идеи может быть аутсорсинг (приобретение идеи вне фирмы).

Второй этап цикла предполагает подробное исследование нововведения на предмет эффективности, рентабельности и других параметров. Третий этап — коммерциализация. Идея превращается в коммерческий продукт и запускается на рынок товаров и услуг.

На рынке продукт достигает четвертого этапа — зрелости. На этой стадии продукт пользуется наибольшей востребованностью у потребителей. После этого рынок насыщается, и наступает пятый этап жизненного цикла — упадок. Он сопровождается появлением товаров-имитаторов. Это означает, что идея потеряла главное свое качество — перестала быть инновационной.

По области применения все нововведения можно подразделить на следующие виды: технологические (означают изменения в технологии производства), управленческие (изменения в области менеджмента), экономические (изменения в системе и форме оплаты труда, сокращение издержек производства), маркетинговые (изменение в подходе к рекламе и PR), социальные (новые способы стимулирования сотрудников), экологические (охрана окружающей среды), информационные (новшества в области IT).

Классификация инноваций в торговле предполагает разделение на 3 группы: разработка новых видов товаров и услуг, новых способов производства и реализации на рынке, ведения деятельности. Изменения первой группы выражаются в появлении новых товаров либо физических свойств уже существующих товаров. Это может быть введение нового ингредиента в рецептуру (в области пищевых продуктов) или расширение инструментария программы (в области IT).

Вторая группа предполагает создание нового производственного процесса или усовершенствование уже имеющегося. Третья группа касается форм торговли. Сегодня востребованность приобретает электронная (дистанционная) торговля.

Основные показатели эффективности инновационного проекта

Принято считать, что торговля — исторически устоявшаяся область, в которой не может быть радикальных преобразований. Однако практика показывает, что деятельность может быть одновременно и торговой, и инновационной: нововведение технологий способно приносить плоды в любой сфере. Другой вопрос — насколько эффективны новые технологии.

При определении эффективности реализации инновационных проектов необходимо учитывать экономический, научно-технический, социальный и экологический показатели. Экономический показатель — один из главных факторов успеха нововведения. Хотя внедрение инноваций может обойтись без больших затрат, общие финансовые последствия изменений могут превзойти ожидания и принести прибыль намного выше запланированной.

Научно-технический показатель выражается в информатизации бизнеса, повышении коэффициента автоматизации производства и общем росте конкурентоспособности компании. Социальный показатель отражается на благосостоянии сотрудников, повышении безопасности производственных процессов, росте заработной платы и продолжительности жизни работников. Выражением экологического показателя считается эргономичность производства, экологичность выпускаемых товаров, отсутствие вредных выбросов и др.

Примеры

Внедрение инноваций в коммерческой деятельности можно проиллюстрировать множеством ярких примеров. Для всех характерны сравнительно низкие инвестиции и четкая стратегия внедрения, которые определили успех нововведений.

Например, маркетинговый отдел одной российской IT-компании определил, что их продукт (антивирусная программа) вошел в стадию упадка своего жизненного цикла. Чтобы «реанимировать» продукт, компания стала выпускать антивирус в комплекте с англо-русским электронным словарем. Инновационность подхода состояла в том, что была создана дополнительная ценность продукта, тогда как при традиционном варианте компании идут на снижение цены.

Еще один пример касается запуска на российский рынок новых шагомеров. Вместо рекламы компания предложила потенциальным покупателям поучаствовать в акции: измерить в шагах Бульварное кольцо. Как показала акция, его длина составила 10 тыс. шагов — как раз столько нужно делать ежедневно, чтобы поддерживать себя в правильной форме. С помощью этой кампании продукт получил широкое паблисити, намного превышающее эффект рекламы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here