Покупка акций стартапов может стать отличным вложением средств в долгосрочной перспективе. Потенциальная доходность здесь практически не ограничена. Однако такой подход требует от инвестора глубокого анализа бизнеса компании и готовности принимать высокие риски.
Отличие покупки акций стартапов от покупки акций крупных корпораций
Ценные бумаги крупнейших компаний торгуются на главных биржах мира, а их капитализация исчисляется миллиардами долларов. Купить их может любой желающий, достаточно лишь открыть брокерский счет и получить доступ к торгам. Ликвидность акций чрезвычайно высока, а спред между покупкой и продажей минимальный. Поэтому транзакционные издержки при осуществлении такой сделки будут низкими.
Крупные биржи предъявляют строгие требования к прозрачности компаний. Последние обязаны регулярно публиковать отчеты о своей финансовой и производственной деятельности по международным стандартам. Инвесторы не только своевременно получают необходимую информацию, но и защищены с юридической точки зрения. Риск полной потери вложений стремится к нулю.
Обратной стороной медали является относительно невысокая доходность. По статистике, биржевые фондовые индексы (которые рассчитываются на основе котировок «голубых фишек») в долгосрочной перспективе ненамного обгоняют инфляцию. А в годы кризисов доходность уходит в отрицательную область.
С акциями стартапов ситуация обратная. В случае удачи инвестор может рассчитывать на сотни и тысячи процентов прибыли. Но риск потерять все достаточно высок. Поэтому чаще всего приобретаются акции сразу нескольких начинающих компаний. Если 1-2 из них оправдают ожидания, инвестиции окупятся.
Подобными операциями занимаются специальные венчурные фонды, которые полагаются на своих экспертов. Рядовому инвестору сложно оценить перспективы начинающей фирмы, если он не является специалистом в данной области. Доступ к информации в данном случае затруднен. Частное лицо может купить бумаги специализированного фонда или изучить предложения краудинвестинговых платформ.
Рекомендации по времени покупки акций стартапов
Своими советами по поводу выбора момента и способа для вложений в бумаги начинающих компаний поделился финансовый эксперт Уэйн Маллиган. Он считает, что чем раньше инвестировать в стартап, тем большую прибыль можно получить при умеренных рисках. Это золотое правило торговли.
Наглядный пример — Facebook. Инвесторы, купившие долю в 2005 году, к моменту выхода компании на IPO (2012 год) заработали 200000%! Это урок для тех, кто не верит в молодые фирмы и не хочет ждать долго.
Не все компании до выхода на биржу относятся к мелкому частному бизнесу. У некоторых сотни и даже тысячи сотрудников. Они получают миллионы долларов прибыли. И риски инвестиций в них не так велики, как в типичный стартап. Примером может служить Uber, который принес своим инвесторам более 1000% прибыли.
Однако мелкому инвестору сложно купить долю в такой компании. Когда прибыль высока, а риски не так велики, в дело включаются институциональные игроки и частные лица остаются ни с чем. Но есть компании, которые предоставляют шансы инвестиций в подобный бизнес для всех.
Работает это следующим образом. Многие стартапы вознаграждают своих сотрудников собственными акциями. Некоторые работники желают продать бумаги и получить за них деньги. Компания-посредник работает с ними и дает возможность войти в бизнес всем желающим. А когда фирма выйдет на IPO, инвестиции окупятся с лихвой.
Не следует забывать и о рисках. Пример — Fub.com, работающий в сфере электронной коммерции. В 2013 году у них были сотни сотрудников по всему миру и они ожидали 250 млн долларов прибыли. Выход на биржу был не за горами. Однако через год осталось только 35 работников и они боролись за то, чтобы остаться на плаву.
Рекомендации по покупке акций стартапов через краудинвестинг
Сегодня принять участие в недавно стартовавшем бизнес-проекте может любой желающий. Для этого созданы биржи стартапов, которые сводят на одной площадке предпринимателей и инвесторов. Подобные проекты появляются не только на Западе, но и в России, других странах СНГ. Бизнесмены размещают на таких сайтах презентацию своего проекта, а инвесторы выбирают понравившийся из предложенных вариантов.
Эксперты рекомендуют следующие биржи стартапов:
- Kickstarter. Ведущая американская краудфандинговая платформа, которая в большей степени специализируется на финансировании технологических разработок. Но можно делать предложения и в области кино, науки, литературы и т. д. Предусмотрено 2 метода финансирования: фиксированный и гибкий. Модерация контента — строгая. Благотворительные проекты и учебные программы к сбору средств не допускаются.
- Crowdcube. Площадка для частных инвесторов без участия крупных фондов. Разработчики предоставляют подробный бизнес-проект на 3 года.
- Circle-Up. Американская краудфандинговая биржа. Чтобы разместить свое предложение, фирма должна иметь доход не менее 500 тыс. долларов в год и чистую финансовую историю.
- Boomstarter. Российский проект, работающий с 2012 года. На сайте зарегистрировано более 400 тыс. потенциальных инвесторов.
Каждая биржа имеет свои особенности. Рекомендуется обращать внимание на рейтинг надежности таких проектов.