Начиная новый проект каждый бизнесмен стремится обеспечить ему максимальную прибыль. В конечном итоге это показывает успешность стартапа. Сложность заключается в том, что каждый проект индивидуален и воспользоваться готовыми решениями и правилами невозможно. При этом учредитель должен постоянно развиваться, чтобы не остаться в хвосте быстро развивающегося мира бизнеса.
Всё сводится к созданию эффективной финансовой модели стартапа. Однако часто начинающие бизнесы не имеют четкого представления о том, что это такое. Поэтому им могут пригодиться правила успешных предшественников.
Финансовая модель представляет собой совокупность аспектов проекта в одних единицах измерения (деньгах). Для создания документа не нужна степень в экономике, но важно четко понимать цели, задачи стартапа, а также способ достижения.
Поэтому правила успешных стартапов, которые можно выделить, хотя и будут верны для любого бизнеса, потребуют чёткого понимания конкретной идеи, исходя из которой и будут сформированы уникальные принципы вашего стартапа и его финансовая модель. Благодаря её наличию становится проще понять, сколько денег нужно на развитие и как эффективно потратить бюджет.
10 основных правил
Необходимости совершать все ошибки самостоятельно, чтобы выучить урок, нет. Основываясь на опыте успешных бизнесменов, можно выделить несколько правил, которые помогут привести стартап к финансовому успеху. Однако глупо слепо следовать им, ведь каждое решение зависит от особенностей и нюансов конкретной идеи.
- Определить проблему, которую помогает решить бизнес и протестировать идею. Стартап, у которого нет цели и понимания, почему люди должны платить за это, имеет крайне мало шансов достичь успеха. Но представления учредителей могут сильно расходиться с фактами. Маркетинговые исследования позволяют избежать ошибок. На первом этапе провести их можно через социальные сети, спрашивая друзей и знакомых. Но доверять результатам на 100% не стоит. Вспомните правило Стива Джобса, утверждавшего, что люди могут не догадываться о том, что нуждаются в продукте, до того как он был им предложен.
- Нарисовать портрет идеального клиента – это правило поможет понять для кого вы работаете и что этому человеку нужно. Целевая аудитория – более широкое и одновременно размытое понятие. Угодить в цель можно только наглядно представив покупателя услуги: Марина Петровна, 40 лет, доход выше среднего, кандидат наук и т.д.
- Понять выбранный сегмент рынка и оценить конкурентов. Для этого необходимо учесть 2 первых правила (это позволит не переоценивать рынок) и потратить время на исследование. Нужно ответить на вопрос, что выделяет вашу идею среди конкурентов и почему клиент должен обратиться именно к вам. За более профессиональным взглядом можно обращаться к экспертам. Многие из них не прочь поделиться знаниями бесплатно.
- Создать финансовую модель, которая представляет собой один документ, где собраны все переменные в денежном выражении, влияющие на доходность стартапа. Это даст понимание, сколько денег нужно на дальнейшее развитие, на какой срок хватит имеющегося финансирования и какую прибыль можно получить при имеющейся бизнес модели. При этом нужно оставаться гибким и понимать, что в случае со стартапами маловероятно, что бизнес-план будет выполнен в точности. Реалии современного бизнеса непредсказуемы, поэтому учредители должны оставаться гибкими в принятии решений и следовании правилам. Верн Харниш советует иметь две крайние точки – планы на следующие 90 дней, и видение, в какой точке должен оказаться стартап через 10-25 лет.
- Подготовка презентации. Американские стартаперы учатся рассказывать идею за 30 секунд – чётко определить в чём она заключается, на кого направлена и что необходимо для достижения цели. Это правило поможет чётко уяснить суть проекта создателям, а также полезно для разговоров с инвесторами – у них не всегда достаточно времени, поэтому краткое изложение проекта должно зацепить, чтобы потенциальный спонсор назначил следующую встречу.
- Установить несколько правил и действовать в соответствии с ними. Это необязательно должен быть целый свод, достаточно обозначить несколько ключевых принципов, которые должны соблюдаться всеми участниками проекта неукоснительно.
- Способность учиться на своих ошибках. Успешные предприниматели утверждают, что ошибки – толчок к улучшению проекта, а не его ликвидации. Любое отступление от начального плана из-за непредвиденных обстоятельств позволяет лучше понять выбранную сферу, целевую аудиторию и бизнес-процессы, а любые уже установленные правила могут быть скорректированы в соответствии с реальным положением дел.
- Продумать масштабирование идеи. Нужно иметь варианты того, как может развиваться стартап в дальнейшем. Чтобы следовать этому правилу необходимо задать вопросы: Удастся ли после первой партии товара также успешно продать вторую? И если нет, что нужно сделать, чтобы это изменить?
- Постоянно изучать информацию. Понимание происходящего вокруг поможет принимать эффективные решения.
- Уделять внимание построению команды, которая является основным активом компании. Важно уметь мотивировать сотрудников, объяснять, как и для чего существуют определенные правила в компании, а также делегировать обязанности.
Примеры использования успешными компаниями/предпринимателями
Поверить в сухую теорию сложно, однако каждая из рекомендаций нашла применение на практике. Рассмотрим несколько успешных проектов, в которых удачно реализуются правила построения прибыльных стартапов.
Logical Choice Technologies
Развитие было успешным вплоть до 2001 года, когда расходы стали расти быстрее продаж и учредители оказались в ситуации, угрожающей скорым банкротством. Вместо того, чтобы паниковать и закрывать компанию, руководство придумало нестандартный способ разрешить ситуацию. Для этого понадобилось отличное знание рынка, помощь экспертов и умение учитывать отрицательный опыт собственного бизнеса и конкурентов. Кроме того, были введены правила обучения сотрудников.
В игровой форме руководителям компании удалось объяснить работникам взаимосвязь чисел в финансовой модели, что увеличило вклад каждого в общие достижения и эффективность стартапа.
Несмотря на сокращение штата, сформированная команда была настолько крепкой, что часть сотрудников отказалась от получения зарплаты, чтобы помочь компании.
Ежемесячно происходит обсуждение достигнутых результатов. Это позволяет корректировать бизнес-план и правила компании, а также учиться на собственных ошибках.
Marlo Furniture
Крупная сеть мебельных магазинов в Вашингтоне ежеквартально проводит собрания сотрудников, на которых каждый из них получает документ или презентацию о видении компании и ключевых принципах её работы. Правила соблюдаются неукоснительно. На семинарах также подводятся итоги прошедшего периода, и озвучиваются планы и прогнозы на следующий.
Для того, чтобы принимаемые меры приводили к успеху, Marlon Furniture ведет активную работу с целевой аудиторией, изучая её отзывы и предпочтения.
Это позволяет не только постоянно находится в курсе событий, но и повышать значимость каждого работника, чувствующего свою ответственность за успех стартапа. Все правила в организации устанавливаются путём обсуждения.
Mostly Muffins
Преодолеть трудности роста и развития компании по производству выпечки генеральному директору Молли Боланос помогло соблюдение нескольких правил:
- Делегирование обязанностей – Молли перестала пытаться сделать всю работу сама, а распределила полномочия между другими людьми;
- Подробное изучение клиента, разработка и внедрение новых принципов и правил деятельности компании на основе собранной информации;
- Регулярная корректировка стратегии развития, которая включает чёткую постановку целей на основе текущего состояния рынка и результатов предыдущего периода.
Используя рекомендации и опыт успешных бизнесменов, важно не забывать об уникальности собственного проекта. Это позволит с умом подойти к любым правилам и их воплощению, добиться успешного роста проекта и увеличения прибыли.
Можно попробовать повторить чью-то историю успеха, проделывая такие же шаги, но вас все равно может с большой вероятностью постигнуть неудача, поэтому данный факт нужно всегда учитывать. Любой стартап не может быть изначально прибыльным, иначе бы не прибыльных стартапов просто не существовало. Но есть правила и советы, которые помогут не оступиться на важном пути создания хорошего стартапа.