Грант – это деньги, выделяемые разными фондами лицам физическим и юридическим для выполнения своих конкретных целей, например, проведение каких-то научных изысканий, написание и выпуск книг, реализация социально-значимых проектов и многие другие. Получить грант может любой человек или даже группа лиц, выдать его могут также индивидуальным предпринимателям и даже безработным.
Из практики можно заключить, что основную сложность для получателей представляет даже не сам процесс сбора и оформления требуемой документации, а своевременное и правильное ведение учёта, который впоследствии непременно потребуется для того, чтобы в полном объёме отчитаться перед фондом. Конечно, образец заполнения можно взять в организации или найти на её сайте, но вот подтверждающие документы придётся собирать самостоятельно.
В соответствии с согласованными обязательствами пользователи гранта обязаны своевременно сообщать о своей хозяйственной деятельности, то есть показывать грантодателю, на что расходуются полученные средства. В этой статье будет представлен отчёт по гранту, его пример. Всего их несколько: около двух промежуточных и один окончательный. Образец и последовательность действий даются ниже, где наглядно показано, что и как нужно делать.
Этапы и структура отчётности
С какой периодичностью придётся докладывать о расходовании гранта, должно быть указано в договоре с фондом. Обычно это происходит в три этапа, между которыми должен быть выдержан необходимый промежуток времени. В качестве приложения также дается список и образец всей нужной документации.
- Первый этап часто включает в себя какие-то предварительные расходы, без которых невозможно дальнейшее выполнение поставленных задач. Например, это может быть регистрация своего личного бизнеса. Поэтому потребуется показать, что было сделано, а также на что была потрачена часть гранта. Образец заполнения можно попросить у грантодателя.
- Второй — символизирует начало самой работы. Если необходимо получить лицензию или снять помещение, то в течение трёх месяцев обязательно предоставьте в фонд чеки о таких расходах. Следует помнить, что предоставляемая субсидия предусматривает четверть от всей суммы на такие расходы.
- По плану третий этап подразумевает уже приобретение оборудования или материальных средств, которые потребуются в дальнейшем для достижения поставленной цели. Как правило, такие статьи затрат отмечаются в смете, поэтому все получаемые чеки следует хранить и обязательно прикладывать, как подтверждение об успешном и правильном осваивании выделенного гранта.
- Сроки и порядок подачи документации, а также количество этапов может отличаться от описанных в статье. Всё зависит от конкретного региона, где будет получаться грант. Эта информация в обязательном порядке оговаривается в контракте. Форма составления также регулируется законодательством локального уровня, поэтому образец всегда можно взять из приказов и постановлений.
Всего существует два вида отчётности:
- Промежуточная;
- Итоговая.
Промежуточные сведения необходимы фонду, чтобы иметь оперативные данные о продвижении вашего бизнес-проекта: на какой стадии он находится, какие меры были приняты для его выполнения, что необходимо ещё сделать, чего не хватает и многое другое, предусмотренное пунктами соглашения.
Объём итоговой информации в последнем отчёте будет сильно отличаться, так как он подается уже в самом конце и описывает весь спектр проделанных работ. Структура отчёта здесь такая же. Образец для заполнения всегда можно получить в самой организации. Пример отчёта дается ниже.
Шапка формы содержит следующую информацию:
- Организация грантополучателя (её полное название);
- Название проекта, на который предполагается потратить грант;
- Номер самого гранта;
- Продолжительность действия гранта;
- Отчётный период, за который подаются данные;
- Контактная информация грантополучателя.
Далее уже следует аналитическая часть. Подаётся она в свободной форме, в которой:
- Вкратце расскажите о реализации проекта с датами и местом проведения, о поставленных задачах;
- Вкратце расскажите об организациях-партнерах, их помощи, роли, денежном и материальном вкладе;
- Предоставьте список людей, принимавших участие в бизнес-проекте;
- Опишите программу всех проведенных мероприятий;
- Приложите фотографии;
- Подведите итоги и укажите на достигнутые результаты;
- Предложите новые идеи, дайте рекомендации, которые в дальнейшем будут очень полезными;
- Подробно изложите обо всех событиях, имеющих отношение к делу;
- Добавьте цитаты;
- Предоставьте необходимую стенографию, записи аудио и видео;
- Сделайте выписки из средств массовой информации. Печатные формы изданий предоставьте в виде ксерокопий, какие-то публикации на радио, телевидении или в интернете укажите в виде ссылок. Архивы для компьютеров и базы данных подавайте на съёмных носителях. Остальные сведения подавайте в виде ссылок.
- Если в план вносились изменения, то их тоже покажите, при этом, снабдите каждый пункт пояснениями. Опишите, какие ставились цели и задачи, а также какая выгода получена;
- Указывайте только ту деятельность, которая выполнялась в рамках проекта. Если необходимо указать весь объём работ, то это следует сделать в отдельных графах «Дополнительная информация». (См. образец);
- Покажите больше положительных моментов.
В окончательном варианте следует указывать те же данные, но только в обобщенном виде.
Образец составления отчёта о получении целевого гранта
Отчёт (образец)
о целевом использовании денежных средств, в том числе бюджетных,
представленных по Договору № __ о предоставлении гранта от (дата получения денег)
_____________________(полное название организации, намеревающейся получить грант)
___________________________наименование мероприятия или бизнес-проекта, на которые запрашивается грант)
Общая информация:
Здесь необходимо дать краткую справку о проекте, какие мероприятия проводились, их название, наименование самого проекта и даты.
Реквизиты самой организации-грантополучателя.
Общее представление участников проекта.
Подробный рассказ о бизнес-проекте, его содержание и какие получены результаты, подведение итогов.
Как это освещалось в СМИ
Что конкретно было опубликовано в средствах массовой информации. Образец оформления можно найти в интернете или попросить у грантодателя.
Приложения к отчёту
Здесь приложите все данные, которые имеются на съемных носителях, ксерокопии докладов, выступлений, записи аудио и видео.
Финансовые расходы
- Сколько было получено всего за период;
- Сколько денег было израсходовано;
- Сколько осталось денег от полученного гранта.
Заключение
Многих грантополучателей больше пугает даже не сам факт сбора всей необходимой документации, сколько правильный учёт и своевременная подача всей необходимой отчётности. В этой статье дается краткая инструкция для людей, которые впервые получили грант и не знают, как правильно отчитаться перед фондом. Здесь же представлен наглядный образец, который поможет правильно оформить свои отчёты.
Весьма толковая статья. Давно искал такую в интернете. Потому что сам впервые претендую на получение гранта и больше всего волнуюсь именно по поводу предоставления отчетности.
Всё-таки лучше всего почаще общаться с грантодателем по поводу отчётности перед ним. Если не знаете, как поступить, спрашивайте его. Это мой совет.
Большинство выделяющих гранты организаций крайне дотошны в вопросах предоставления им отчётности. Поэтому, даже если вы чего-то не знаете, вам напомнят об этом 100 раз.
Аналитическая часть – самая вольная. Там и цифрами играть можно в определённых пределах. И философии немного добавить тоже возможно. Этим надо умело пользоваться.
Я когда-то тоже не решался претендовать на гранты из-за боязни не суметь отчитаться по ним. Но это надо попробовать. Ничего страшного в этом нет.
По моему скромному мнению, отчеты по грантам, предоставляемым различными фондами, зачастую могут весьма отличаться.
На самом деле все немного по другому. Статья полезная, но вы учтите, что в разных фондах все по разному.
Я сдавал отчетность в Фонд содействия инновациям, и там все заполняется в онлайн системе, все документы туда подгружаются и в конкурсной документации есть все, что должно там быть, поэтому там четко утвержденная своя форма.
И только допустим при сдаче отчетности на 1 этапе, вам придут деньги на второй, а каждый день просрочки грозит штрафными санкциями.
В конкурсной документации описано все, вплоть до того, на что могут тратится грантовые средства. И если вы их будете расходовать на иные цели, отчет просто не примут.