Путь проекта от идеи до рынка: какие этапы реализации проходит инновационным проект

Путь проекта от идеи до рынка: какие этапы реализации проходит инновационным проект

Путь проекта от идеи до рынка: какие этапы реализации проходит инновационным проект
6
19 408

Инновация часто ассоциируется со свежими изобретениями и новыми продуктами. Но инновацией считается и старый продукт с новыми свойствами или в иной модификации. Инновацией можно также назвать новые технологии и методы.

Инновационный проект. Особенности реализации

Понятие инновационного проекта

Под инновационным проектом подразумевается комплекс мероприятий по созданию и выводу на рынок новых товаров или услуг.

инновационный проект

Создание инновации представляет собой процесс с момента зарождения идеи до полного закрытия проекта. Этот процесс представляет собой жизненный цикл инновационных проектов, особенности которого определяются сферой реализации, уровнем новизны, типом инновации и т. д. Инновации создаются в различных сферах (производство нового вида йогурта или усовершенствованных двигателей для сельхозтехники) и представляют очень различные по форме результаты (новая деталь, технология или метод управления).

Особенности реализации инновационных проектов

Инновационный проект с экономической точки зрения является инвестиционным, поскольку требует затрат, однако имеет существенные отличия от последнего. Инновационная деятельность сопряжена с высокими рисками. Рискует как автор идеи, так и инвестор. Существует такая закономерность: из десяти разработок только одна дает высокие результаты.

внедрение проекта

Однако прибыль от одного проекта способна покрыть убытки по остальным неудавшимся. Понимание этого закона заставляет предпринимателей, занятых в этой сфере, инициировать одновременно несколько вариантов создания нового продукта. С учетом этого принципа функционируют и венчурные фонды. Средства, аккумулируемые в них, направляются на реализацию проектов, имеющих разную вероятность успеха. Такой подход позволяет дать шанс даже неприметным на первый взгляд инициативам.

Так как риск сохраняется до завершения проекта, неотъемлемым элементом проекта должна быть его оценка на каждой стадии. До выполнения мероприятий осуществляют предварительную оценку, на последующих стадиях – уточняющую. Оценка важна для принятия решений по продолжению мероприятий и финансированию, особенно если речь идет о заемных средствах.

ВАЖНО! Оценка не бывает на 100 % достоверной из-за того, что до конца процесса сохраняется неопределенность будущих результатов. Это еще одна особенность инновационных проектов.

Этапы реализации

Как и любой другой процесс, создание инновации проходит ряд последовательных стадий. Профессиональное управление этим процессом предполагает четкое представление о том, какие бывают этапы реализации инновационного проекта и какие цели, задачи и мероприятия важны на каждом из них.

начало реализации проекта

Анализ практической деятельности по созданию инноваций позволяет выделить следующие базовые этапы:

  • Предварительный;
  • Подготовительный (создание бизнес-плана);
  • Конструкторско-технологический;
  • Производственный;
  • Коммерческий.

Предварительный этап (предпроектный)

Инновационный проект запускают с уже возникшей идеи либо с поиска путей решения какого-либо актуального вопроса. Примером первого варианта служит внедрение идеи сотрудника компании об использовании уникальных тестовых заданий при подборе персонала.

разбор проекта всей командой

В качестве примера второго варианта можно назвать поиск предприятием-производителем товаров для детей альтернативного сырья для изготовления подгузников.

На предпроектном этапе:

  • Формулируются цели и задачи;
  • Создается команда;
  • Выполняется предварительный анализ проекта.

Целеполагание, составление дерева целей, разработка системы критериев для оценки проекта на следующих этапах – все это задачи первого этапа.

Перечисленные вопросы должны найти отражение в технико-экономическом обосновании, основная цель которого – аргументировать, в том числе с экономической стороны, значимость предлагаемого проекта.

Эта начальная стадия определяет направления реализации следующих этапов.

Разработка бизнес-плана инновационного проекта (проектирование)

На этой стадии результаты предыдущих мероприятий доводятся до конкретной программы действий для создания и вывода на рынок нового продукта. К началу этапа должен быть очевиден ожидаемый на выходе результат.

разработка бизнес плана

Если это требуется, проводятся научные исследования. До начала финансовых вложений в создание инновации проводятся маркетинговые и патентные исследования; решается вопрос об охране интеллектуальной собственности, выполняется предварительный технический анализ и поиск инженерных решений.

Наступает момент для того, чтобы обдумать и ряд финансовых вопросов: уточнить необходимые затраты, определить источники финансирования, при необходимости начать поиск инвестора. Определяется организационная форма деятельности по созданию инновации: реализация мероприятий существующей компании, создание нового подразделения, учреждение отдельного предприятия.

Инвестор, будь то венчурный фонд или крупный бизнесмен, прежде всего заглянет в бизнес-план. На данной стадии все проделанная работа должна быть сведена к подготовке основного документа инновационного проекта, его бизнес-плана. В случае если запрашиваются сторонние инвестиции, обязательна экспертиза бизнес-плана, которая проводится специализированными учреждениями. При финансировании за счет собственных средств можно ограничиться внутренним тестированием при наличии соответствующих экспертов либо привлечь их со стороны.

Конструкторско-технологический этап

После оформления исходной документации пора приступить к разработке товара или технологии.
Для этого выполняют опытно-конструкторские и технологические работы (ОКТР), проводят необходимые технические и иные испытания, сертификацию. В ходе ОКТР проектируются эскизы, разрабатывается конструкторская и техническая документация. В зависимости от возможностей (наличие оборудования, персонала) эти работы могут проводиться как собственными силами, так и сторонними.

моделирование проекта

ОКТР позволяют оценить техническую возможность получения ожидаемого продукта.
Некоторые работы перетекают из одного этапа в другой. Так, например, в ходе этого этапа могут также возникнуть вопросы об охране интеллектуальной собственности, о поисках инвестора.

Результатом мероприятий должен стать опытный образец. С учетом этого целесообразно провести «сверку часов» – сопоставить промежуточный результат с запланированным. Возможно, понадобится провести дополнительные исследования, в том числе маркетинговые, относительно уже имеющегося прототипа будущего продукта.

ОКТР является решающей стадией, от результатов которой зависит дальнейшее выполнение проекта. Опытный образец означает трансформацию стадии поиска и исследования в стадию производства.

Производственный этап

На данном этапе инновационный проект уже становится инвестиционным и связан с организацией и освоением производства определенного продукта или технологии. Эта стадия, хоть и менее рисковая, требует существенных финансовых вливаний.

инновационное производство

В зависимости от масштаба работ и уровня новизны освоение производства может означать как некоторые изменения в действующем производстве (дополнительное оборудование, расширение функций, обучение персонала), так и организацию производства с нуля. В последнем случае требуются и отдельные помещения, кадры, поставка оборудования, инжиниринговые услуги, обучение специалистов.

После экспериментальных испытаний продукт выходит на уровень промышленного производства. Этот этап тесно взаимосвязан со следующим.

Коммерческий этап

ВНИМАНИЕ! Новшество считается инновацией после того, как созданный продукт стал востребованным товаром на рынке.

Процесс доведения разработки до потребителя называется коммерциализацией. Именно коммерциализация оправдывает риски и затраты на выполнение предыдущих этапов. Важно уделить достаточно внимания и ресурсов на компетентный маркетинг, чтобы добиться запланированной экономической эффективности.

Успешный инновационный проект

Продать товар на рынке еще не означает завершить работу. Важно получить обратную связь от потребителя. Для инновации характерна короткая продолжительность «жизни», некоторые разработки теряют актуальность и новизну еще до выхода на рынок. Преобладание экономики знаний в странах-лидерах по производству высокотехнологичной продукции «подстегивают» производителей к постоянному поиску новых идей и воплощению их в продукции. Условия растущей конкуренции заставляют компании оперативно адаптироваться к происходящим переменам и приспосабливать продукт к потребностям рынка, пусть даже ценой новых проектов.

Представленный алгоритм процесса по созданию инноваций является достаточно обобщенным. Проекты отличаются друг от друга масштабом, уровнем реализации (частной компанией или на уровне государства), видом инновации (продукт или технология, метод, решение). В одних проектах некоторые этапы отсутствуют, в других – выполняются параллельно, в третьих появляются дополнительные.

Во многом успех разработки зависит от команды исполнителей и наличия профессионального инновационного менеджера, который еще на стадии планирования способен как избавить компанию от необоснованных трат и бесперспективных разработок, так и среди массы неприметных проектов выделить те, которые при грамотном управлении смогут вывести компанию на новый уровень.

Комментировать
Комментарии
  1. Олег Доняев
    Ответить

    Я здесь важную мысль почерпнул, которая раньше почему-то сама не приходила. Если один проект получился неудачным (относительно), второй, третий,…. Это не повод сворачивать деятельность. Ведь один из десяти проектов способен принести прибыль, покрывающую расходы на все остальные!

  2. Надежда Д
    Ответить

    Если работать по описанному в статье алгоритму, то шансы на успех в реализации проекта будут очень высокими. Грамотный подход – залог успеха.

  3. Николай Е
    Ответить

    Я считаю, что залогом успеха в реализации любого проекта является изначальная идея, которая и является его сутью. Если идея хорошая – половина дела уже сделана. А если нет хорошей идеи, то ничего уже не поможет.

  4. Olga V
    Ответить

    Если проект грамотно расписан, то и инвестор клюнет на него охотнее. Даже если инвестор не сильно компетентен в конкретной отрасли, в которой предлагается проект.

  5. Максим У.
    Ответить

    Для потенциальных инвесторов в проекте наиболее важны 2 цифры – сумма необходимых вложений и сумма ожидаемой прибыли. В этом для них заключается вся суть.

  6. Альберт Адамов
    Ответить

    век инновационных продуктов сейчас становится всё короче и короче. Правильно автор подметил, что одна из задач при создании проекта заключается в том, чтобы он не устарел уже к моменту появления на рынке.

Это интересно
Adblock
detector