Развитие инноваций – это стратегическая задача для роста экономики, которая сегодня стоит перед Россией. Конкуренция в сфере производства и услуг требует внедрения технологий новых поколений, что помогает удерживать свою нишу и предоставляет ряд преимуществ для увеличения границ влияния. Способствовать росту и продвижению инноваций в производстве призвана поддержка со стороны государства и правовое регулирование инновационной деятельности.
Обзор законодательства
Основу законодательного регулирования в области передовой деятельности составляют:
- Гражданский кодекс РФ.
- Законы:
- «Об авторском праве и смежных правах»;
- «О науке и государственной научно-технической политике»;
- «Патентный закон РФ»;
- «Об инновационном центре «Сколково».
- Указы и распоряжения:
- «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России»;
- «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Правовое сопровождение призвано обеспечить крепкий фундамент по защите законных прав и интересов всех участников области инноваций, занятых в создании и внедрении интеллектуального продукта независимо от форм собственности.
Сравнение с лучшими мировыми практиками
В пользу правильного курса государства взятого в инновационном направлении экономики России говорит «Глобальный рейтинг инноваций». В 2012 году РФ находилась на 51 месте из 140 государств. По итогам 2017 года Россия поднялась на 45 строчку. Лучшими в среде инноваций признаны Швейцария, Швеция, Нидерланды, США, замыкает пятерку лидеров Великобритания.
Понять текущее состояние России в области современных наукоёмких технологий поможет сравнительный анализ со странами, занимающими лидирующие позиции в области передовых технологий.
Стратегия развития в США
На первоначальном этапе государство, как орган власти, обеспечило правовой климат, устранило барьеры правового и финансового характера, которые препятствовали разработкам инноваций и практическому внедрению нововведений. В 1960-е годы была сформирована «Программа гражданских промышленных технологий». Правительство воздействует на все процессы инновационного сектора, при этом использует как административные возможности, так и правовой ресурс. Широко применяются инвестиционные (венчурное финансирование), налоговые рычаги (налоговый кредит на НИОКР) совместно с кредитными вливаниями. Ещё в 1980 году в США был определён путь технологических инноваций (закон Стивенсона-Видлера).
Национальный научный фонд США (ННФ) является центральным агентством правительства в части поддержки исследований, поскольку выполняет 48 программ в сфере образования. STEM – подготовка специалистов по технологии, точным наукам, инжинирингу. Сюда входит подготовка учителей и разработка методики обучения. Для усиления специалистами высокой квалификации была создана Программа передового технологического образования.
Ключевое значение имеет и широкое применение государственных грантов, заключение контрактов, которые законодатель закрепил в правовых положениях, что гарантирует занятость ключевых научных центров и исследовательских организаций. Масштабные программы США – отражение национальной стратегии инноваций, где соединяются интересы малого бизнеса, деятельность корпораций, усилия открытий и разработок научных центров (Кремниевая долина, исследовательский треугольник в Северной Каролине). Их взаимодействие обеспечено на законодательном уровне.
Регулирование инноваций в России
Основой технического прогресса и открытий в России должна стать материальная и правовая помощь научным кадрам (Указ «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых»), имеющих степень кандидата и доктора наук (Указ № 146 2009г.). Организация инновационных центров, таких как Сколково (Федеральный закон 2010 года № 244) также имеет правовую основу.
В 2012 г. Указом Президента было введено звание «Заслуженный изобретатель РФ» за разработку изобретений, которые были внедрены в производство и имеют государственное значение.
Результатом проводимой политики инноваций созданы особые экономические зоны: 4 промышленно-производственные (выполняют разработку и производство опытных образцов электронной базы, изделий микротехники) и 4 технико-внедренческие. Им в качестве поддержки предоставляется ряд налоговых льгот и таможенных преференций, кроме этого снижены ставки аренды земельных участков.
Преимущества российского законодательства
Государство взяло на себя роль правового регулятора и гарантии защиты средств для привлечения в сферу инноваций крупных корпораций и малого бизнеса.
Центральное место в правовом отношении занимает концепция целевой программы на 2014-2020 гг., где определены главные задачи:
- Совершенствование правовой базы в решении вопросов для регулирования области инноваций.
- Создание комфортных условий для роста числа малых предприятий, занятых в области инноваций.
- Привлечение средств финансирования для продвижения современных технологий.
- Создание передовой инфраструктуры.
Благоприятным фактором для развития инноваций являются изменения налогового законодательства в 2011 году N 132-ФЗ и статьи 5 ФЗ. Данные изменения должны активизировать продвижение новых товаров на рынок, и привлечь интерес к высоким технологиям. Бизнес, который вкладывает средства в исследования, и совершенствует инновационные технологии, может воспользоваться преференциями и налоговыми льготами.
Правовую защиту имеет авторское право на разработки и открытия, труды интеллектуальной собственности. Роспатент выдаёт документ, подтверждающий право на принципиально новое техническое изобретение – патент. Получить патентовладельцу выгоду от результата своего интеллектуального труда помогает выдача лицензии – выдача разрешения другому лицу на использование изобретения в коммерческих целях. Законом защищен и товарный знак на инновационный продукт.
Недостатки российского законодательства
Правовое регулирование инновационной деятельности в РФ проходит период становления, поэтому и не в полной мере соответствует целям модернизации экономики и высокотехнологичному развитию.
Явные недостатки или правовые пробелы относительно инноваций можно увидеть в 77 главе Гражданского кодекса:
- Отсутствует определение понятия объекта правоотношений, не понятен правовой характер на применение технологии;
- Не указана разница единой технологии и понятие сложного объекта;
- Отсутствие правовой охраны технологии в качестве цельного объекта;
- Не решены вопросы выплаты авторского вознаграждения, нет правовых ограничений для госучреждений, как единственного правообладателя результатов интеллектуальной деятельности;
- Не предусмотрена экономическая концепция по обеспечению необходимых условий для превращения результатов интеллектуальных изысканий, если они профинансированы из средств федерального бюджета.
Рекомендации начинающим предпринимателям
Для успешного открытия бизнеса в области инноваций предпринимателю необходимо:
- Определиться с бюджетом, технологией, идеей (какой революционный продукт, услугу можете предложить потребителю);
- Выделить потенциальные рынки сбыта, запросы и интересы покупателей (маркетинговые исследования);
- Выполнить расчёт затрат на изобретение, выход продукта на рынок (реклама), составить формулу прибыли;
- Предусмотреть возможность для коррекции бизнес-модели на случай изменения конъюнктуры рынка;
- Выстроить технологическую цепочку по созданию товара, определиться с логистикой по доставке основных ресурсов (идеальная пропорция станет долгосрочным преимуществом);
- Найти производственные площади (цеха производства, находящиеся на одной территории, позволят минимизировать транспортные расходы);
- Закупить оборудование, нанять квалифицированный персонал.
Отрасль высоких технологий является рискованным вложением средств, однако успешная бизнес-модель способна в короткие сроки принести существенную прибыль, если начальный расчёт окажется верным. При формировании бизнес-плана лучше предусмотреть дополнительные средства на совершенствование уже имеющегося продукта с целью получить дополнительные конкурентные преимущества.
Причина не столь быстрого продвижения инновационной деятельности лежит не в правовой плоскости, а связана с утечкой в постперестроечное время молодых специалистов и технологий за рубеж. Однако ныне проводимая государственная поддержка на законодательном и административном уровне, приход частных инвестиций и бизнеса в отрасль инноваций значительно усилили научный и высокотехнологичный потенциал страны.
Как бы там ни было, инновации вводят только в тех местах, где считают это необходимым, ведь сколько случаев было в медицинском направлении, когда молодые ученые находили те или иные возможности борьбы с тем или иным заболеванием. При этом подавали патенты и прочее, для поддержки Госфондом продолжения изучений и внедрения в нашу медицину, ответ — тишина. Как правило, таким людям поступает предложение из Европы поработать у них с полным предоставлением бюджета и необходимого оборудования и те уезжают, и это неудивительно, так что не так уж значит и необходимы некоторые инновации нашему государству.