правового регулирования инноваций

Развитие инноваций – это стратегическая задача для роста экономики, которая сегодня стоит перед Россией. Конкуренция в сфере производства и услуг требует внедрения технологий новых поколений, что помогает удерживать свою нишу и предоставляет ряд преимуществ для увеличения границ влияния. Способствовать росту и продвижению инноваций в производстве призвана поддержка со стороны государства и правовое регулирование инновационной деятельности.

Обзор законодательства в России

правового регулирования инноваций в России

Основу законодательного регулирования в области передовой деятельности составляют:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Законы:
    • «Об авторском праве и смежных правах»;
    • «О науке и государственной научно-технической политике»;
    • «Патентный закон РФ»;
    • «Об инновационном центре «Сколково».
  3. Указы и распоряжения:
    • «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России»;
    • «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Правовое сопровождение призвано обеспечить крепкий фундамент по защите законных прав и интересов всех участников области инноваций, занятых в создании и внедрении интеллектуального продукта независимо от форм собственности.

Сравнение с лучшими мировыми практиками

правового регулирования инноваций в США

В пользу правильного курса государства взятого в инновационном направлении экономики России говорит «Глобальный рейтинг инноваций». В 2012 году РФ находилась на 51 месте из 140 государств. По итогам 2017 года Россия поднялась на 45 строчку. Лучшими в среде инноваций признаны Швейцария, Швеция, Нидерланды, США, замыкает пятерку лидеров Великобритания.

Понять текущее состояние России в области современных наукоёмких технологий поможет сравнительный анализ со странами, занимающими лидирующие позиции в области передовых технологий.

Стратегия развития в США

правового регулирования инноваций в США

На первоначальном этапе государство, как орган власти, обеспечило правовой климат, устранило барьеры правового и финансового характера, которые препятствовали разработкам инноваций и практическому внедрению нововведений. В 1960-е годы была сформирована «Программа гражданских промышленных технологий». Правительство воздействует на все процессы инновационного сектора, при этом использует как административные возможности, так и правовой ресурс. Широко применяются инвестиционные (венчурное финансирование), налоговые рычаги (налоговый кредит на НИОКР) совместно с кредитными вливаниями. Ещё в 1980 году в США был определён путь технологических инноваций (закон Стивенсона-Видлера).

Национальный научный фонд США (ННФ) является центральным агентством правительства в части поддержки исследований, поскольку выполняет 48 программ в сфере образования. STEM – подготовка специалистов по технологии, точным наукам, инжинирингу. Сюда входит подготовка учителей и разработка методики обучения. Для усиления специалистами высокой квалификации была создана Программа передового технологического образования.

Ключевое значение имеет и широкое применение государственных грантов, заключение контрактов, которые законодатель закрепил в правовых положениях, что гарантирует занятость ключевых научных центров и исследовательских организаций. Масштабные программы США – отражение национальной стратегии инноваций, где соединяются интересы малого бизнеса, деятельность корпораций, усилия открытий и разработок научных центров (Кремниевая долина, исследовательский треугольник в Северной Каролине). Их взаимодействие обеспечено на законодательном уровне.

Регулирование инноваций в России

премии Президента Российской Федерации

Основой технического прогресса и открытий в России должна стать материальная и правовая помощь научным кадрам (Указ «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых»), имеющих степень кандидата и доктора наук (Указ № 146 2009г.). Организация инновационных центров, таких как Сколково (Федеральный закон 2010 года № 244) также имеет правовую основу.

В 2012 г. Указом Президента было введено звание «Заслуженный изобретатель РФ» за разработку изобретений, которые были внедрены в производство и имеют государственное значение.

Результатом проводимой политики инноваций созданы особые экономические зоны: 4 промышленно-производственные (выполняют разработку и производство опытных образцов электронной базы, изделий микротехники) и 4 технико-внедренческие. Им в качестве поддержки предоставляется ряд налоговых льгот и таможенных преференций, кроме этого снижены ставки аренды земельных участков.

Преимущества российского законодательства

Преимущества российского законодательства

Государство взяло на себя роль правового регулятора и гарантии защиты средств для привлечения в сферу инноваций крупных корпораций и малого бизнеса.

Центральное место в правовом отношении занимает концепция целевой программы на 2014-2020 гг., где определены главные задачи:

  1. Совершенствование правовой базы в решении вопросов для регулирования области инноваций.
  2. Создание комфортных условий для роста числа малых предприятий, занятых в области инноваций.
  3. Привлечение средств финансирования для продвижения современных технологий.
  4. Создание передовой инфраструктуры.

Благоприятным фактором для развития инноваций являются изменения налогового законодательства в 2011 году N 132-ФЗ и статьи 5 ФЗ. Данные изменения должны активизировать продвижение новых товаров на рынок, и привлечь интерес к высоким технологиям. Бизнес, который вкладывает средства в исследования, и совершенствует инновационные технологии, может воспользоваться преференциями и налоговыми льготами.

Правовую защиту имеет авторское право на разработки и открытия, труды интеллектуальной собственности. Роспатент выдаёт документ, подтверждающий право на принципиально новое техническое изобретение – патент. Получить патентовладельцу выгоду от результата своего интеллектуального труда помогает выдача лицензии – выдача разрешения другому лицу на использование изобретения в коммерческих целях. Законом защищен и товарный знак на инновационный продукт.

Недостатки российского законодательства

Недостатки российского законодательства

Правовое регулирование инновационной деятельности в РФ проходит период становления, поэтому и не в полной мере соответствует целям модернизации экономики и высокотехнологичному развитию.

Явные недостатки или правовые пробелы относительно инноваций можно увидеть в 77 главе Гражданского кодекса:

  • Отсутствует определение понятия объекта правоотношений, не понятен правовой характер на применение технологии;
  • Не указана разница единой технологии и понятие сложного объекта;
  • Отсутствие правовой охраны технологии в качестве цельного объекта;
  • Не решены вопросы выплаты авторского вознаграждения, нет правовых ограничений для госучреждений, как единственного правообладателя результатов интеллектуальной деятельности;
  • Не предусмотрена экономическая концепция по обеспечению необходимых условий для превращения результатов интеллектуальных изысканий, если они профинансированы из средств федерального бюджета.

Рекомендации начинающим предпринимателям

Рекомендации начинающим предпринимателям

Для успешного открытия бизнеса в области инноваций предпринимателю необходимо:

  • Определиться с бюджетом, технологией, идеей (какой революционный продукт, услугу можете предложить потребителю);
  • Выделить потенциальные рынки сбыта, запросы и интересы покупателей (маркетинговые исследования);
  • Выполнить расчёт затрат на изобретение, выход продукта на рынок (реклама), составить формулу прибыли;
  • Предусмотреть возможность для коррекции бизнес-модели на случай изменения конъюнктуры рынка;
  • Выстроить технологическую цепочку по созданию товара, определиться с логистикой по доставке основных ресурсов (идеальная пропорция станет долгосрочным преимуществом);
  • Найти производственные площади (цеха производства, находящиеся на одной территории, позволят минимизировать транспортные расходы);
  • Закупить оборудование, нанять квалифицированный персонал.

Отрасль высоких технологий является рискованным вложением средств, однако успешная бизнес-модель способна в короткие сроки принести существенную прибыль, если начальный расчёт окажется верным. При формировании бизнес-плана лучше предусмотреть дополнительные средства на совершенствование уже имеющегося продукта с целью получить дополнительные конкурентные преимущества.

Причина не столь быстрого продвижения инновационной деятельности лежит не в правовой плоскости, а связана с утечкой в постперестроечное время молодых специалистов и технологий за рубеж. Однако ныне проводимая государственная поддержка на законодательном и административном уровне, приход частных инвестиций и бизнеса в отрасль инноваций значительно усилили научный и высокотехнологичный потенциал страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here