Инновативность — это способность к внедрению новых методов работы, а также умение видеть привычные явления под новым углом и обнаруживать скрытые возможности, неявные взаимосвязи. Инновативность — необходимое условие роста эффективности процессов или продукции, укрепление позиций компании на рынке.
Чем отличаются понятия «инновативность» и «инновационность»
Одновременно с понятием инновативности используются и другие похожие понятия, например инновационность. Этим термином обозначается результат внедрения интеллектуального решения и получение нового продукта, процесса, метода. Таким образом, инновационность — процесс и результат внедрения инноваций, а инновативность — способ мышления, обеспечивающий склонность человека или компании к внедрению инноваций.
Инновационность характеризует условия и материалы для инновации. На основе инновационности разрабатываются новые концепции и методы анализа, выявляются скрытые смыслы, обнаруживаются обратные связи. Инновационное знание содержит точку зрения, мнение, оценку, намерение.
Инновативность отражает способность и готовность субъекта к инновациям и рискам, к гибкому реагированию на изменения внешней среды, к усвоению и внедрению в практику достижений науки и техники, к прогнозированию новых направлений развития. Инновативность — одновременно и врожденное свойство человеческой личности и результат продолжительного инвестирования в личность денег, усилий и времени.
Инновативность как фактор повышения конкурентоспособности компании
Важные условия успеха компании — инновативность и инновационность: инновации, отвечающие потребностям рынка, дают возможность обходить конкурентов.
Существует 4 группы факторов конкурентоспособности, и для каждого из них важен инновационный аспект работы компании:
- Качественная составляющая. Понятие качества продукции включает экономические, технические и экологические параметры товаров, эргономичность и патентную чистоту. Чтобы поддерживать качество продукции на высоком уровне, нужно разрабатывать новые технологии, совершенствовать дизайн изделий и расширять их функциональные возможности, обеспечивать соответствие новым экологическим стандартам.
- Маркетинговая составляющая. Желаемого экономического эффекта сложно достигнуть без применения комплексных маркетинговых мер воздействия на рынок. Поэтому компании следует внедрять маркетинговые инновации: отслеживать и учитывать запросы потребителей, создавать и повышать спрос, находить и самостоятельно формировать рыночные ниши, совершенствовать политику сбыта.
- Коммерческая составляющая предполагает внедрение гибкой ценовой политики, повышение навыков ведения переговоров, обеспечение лояльности партнеров, организацию послегарантийного сервиса.
- Имиджевая составляющая. Понятие имиджа компании включает узнаваемость бренда и степень лояльности потребителей по отношению к продукции фирмы. Инновативный подход к формированию имиджа предусматривает гибкую реакцию компании на изменения внешней среды, сохранение привлекательности для инвесторов и потребителей независимо от текущих условий работы.
Таким образом, конкурентоспособность фирмы на внутреннем и международном рынке зависит от активности ее деятельности в сфере инноваций. При этом инновационный подход не во всех случаях предполагает работу в области новых технологий. Часть нововведений — это усовершенствование уже выпускаемой продукции и повышение эффективности деловых операций.
Условием успешности инновационного подхода является непрерывность: за каждым нововведением должно следовать еще одно. Это позволяет поддерживать имидж и создавать преимущество перед конкурентами.