Инновационный менеджмент — одна из ветвей стратегического менеджмента, которая отвечает за внедрение новых товаров, производственных процессов и экономических отношений.
Внедрение новинок — процесс рискованный, не гарантирующий полной отдачи, получения прибыли и окупаемости вложенных средств. Но из-за усиления конкуренции, повышения требований к товару или услуге у потребителей это направление необходимо для эффективной деятельности предприятия.
Принципы и цели инновационного менеджмента в организации
Чтобы раскрыть и понять сущность инновационного менеджмента, рассмотрим составляющие этого направления: цели, принципы и функции.
Целью менеджмента инноваций является определение и установление направлений научно-технической и производственной деятельности организации в таких секторах:
- разработка, усовершенствование и внедрение новинок;
- модернизация и последующее развитие старых производственных мощностей, находящихся в зоне рентабельности;
- закрытие нерентабельных производств.
Принципы менеджмента инноваций:
- Клиентоориентированность. Значение принципа: доход предприятия зависит от распределения доходов потребителей.
- Лидерские позиции в разработке инноваций. Лидеры определяют будущее предназначение организации, разрабатывают планы и стратегии, добиваются реализации планов и задач.
- Взаимоотношения с работниками на партнерской основе. Специалисты, отвечающие за инновации, не сильно зависят от компании, т.к. обладают опытом, умением материализовать собственные способности, нестандартным мышлением. Для таких людей следует обеспечить возможность действовать нестандартно.
- Подход к разработке инноваций как к проекту. Такой подход обеспечит сосредоточение необходимых ресурсов и достижение заданных целей.
- Системный подход к менеджменту: определение и управление всеми процессами, как единой системой. Благодаря такому подходу формируется доверие потребителей.
- Непрерывные инновации. Товары, услуги нуждаются в постоянном совершенствовании.
- Поиск неиспользованных возможностей. Инновационный процесс опирается не только на факты, но и на прогнозы, предположения.
- Стратегическое партнерство. Новые товары и услуги смогут подняться на лидирующие позиции среди существующих товаров только благодаря общей работе организаций из разных сфер деятельности.
Рассмотрим функции инновационного менеджмента.
Прогнозирование
Прогноз — суждение о возможном состоянии, путях развития и сроках существования проекта, основанное на научных фактах. Прогноз для процесса управления — предварительная разработка моделей развития объекта.
Цель прогнозирования — получить варианты и тенденции развития качественных показателей, затрат и других элементов, которые опираются на научные показатели и используются для стратегического планирования, проведения исследований и конструкторских работ.
Планирование
Планирование — этап управленческого процесса, который отвечает за постановку целей и задач деятельности, разработку эффективных методов и средств, необходимых для достижения цели.
План строится на четких сроках осуществления и содержит точные характеристики объекта. Задачи планирования: определение эффективной стратегии, обеспечение устойчивой деятельности и развития компании, разработка технических, организационных, социальных и экономических мероприятий для осуществления плана.
Организация
Организация — функция инновационного управления, задача которой сформировать организационную структуру, обеспеченную нужными ресурсами для полноценного функционирования. Ресурсы — это квалифицированный персонал, материалы и оборудование, денежные вложения, т.е. то, что поможет достичь запланированной цели.
Еще одна задача — создание условий для чувствительной к изменениям и научно-техническому прогрессу культуры внутри предприятия. Следует работать с персоналом, развивать стратегическое мышление у руководства, поддерживать работников, обладающих предпринимательской жилкой, не боящихся рисковать и брать ответственность на себя за принятие решений в инновационном менеджменте и других сферах деятельности компании.
Мотивация
Деятельность, направленная на активизацию персонала компании, с целью побуждения к эффективному труду для достижения конечной цели. Для этого персонал стимулируют с помощью экономических, моральных рычагов, создают условия для саморазвития, проявления потенциала и творчества, дальнейшего продвижения инноваций.
Анализ
Одна из основных функций инновационного менеджмента, предполагает разложение всех процессов на отдельные элементы и установление взаимосвязи между ними для улучшения качества прогноза, планирования и развития проекта.
Анализ осуществляется разными методами: метод сравнения, факторный анализ, индексный и графический методы, функционально-стоимостный анализ, экономико-математический анализ.
Насколько важен инновационный менеджмент в организации?
Инновация — важная форма развития, объединяющая науку, производство и торговлю. Развиваются инновации стихийно, методом проб и ошибок, стратегия инновационного процесса направлена на движение к тому, чего еще не существует.
Здесь и формируется потребность в создании единого механизма управления новшествами — менеджмента инноваций. Предприятия, следующие по пути инновационного развития, сталкиваются с разными проблемами: определение направления развития, привлечение потребителей, совершенствование продукта, расширение сферы деятельности и др. Все эти проблемы требуют параллельного решения.
Придерживаясь концепций инновационного менеджмента, можно с наибольшей эффективностью обеспечить решение множества задач и целей. Менеджмент инноваций — процесс сложный, комплексный и многозадачный. Это направление менеджмента необходимо для компаний, которые стремятся занимать лидирующие позиции на рынке.