Инновационный менеджмент — одна из ветвей стратегического менеджмента, которая отвечает за внедрение новых товаров, производственных процессов и экономических отношений.

Внедрение новинок — процесс рискованный, не гарантирующий полной отдачи, получения прибыли и окупаемости вложенных средств. Но из-за усиления конкуренции, повышения требований к товару или услуге у потребителей это направление необходимо для эффективной деятельности предприятия.

Принципы и цели инновационного менеджмента в организации

Чтобы раскрыть и понять сущность инновационного менеджмента, рассмотрим составляющие этого направления: цели, принципы и функции.

Целью менеджмента инноваций является определение и установление направлений научно-технической и производственной деятельности организации в таких секторах:

  • разработка, усовершенствование и внедрение новинок;
  • модернизация и последующее развитие старых производственных мощностей, находящихся в зоне рентабельности;
  • закрытие нерентабельных производств.

Принципы менеджмента инноваций:

  1. Клиентоориентированность. Значение принципа: доход предприятия зависит от распределения доходов потребителей.
  2. Лидерские позиции в разработке инноваций. Лидеры определяют будущее предназначение организации, разрабатывают планы и стратегии, добиваются реализации планов и задач.
  3. Взаимоотношения с работниками на партнерской основе. Специалисты, отвечающие за инновации, не сильно зависят от компании, т.к. обладают опытом, умением материализовать собственные способности, нестандартным мышлением. Для таких людей следует обеспечить возможность действовать нестандартно.
  4. Подход к разработке инноваций как к проекту. Такой подход обеспечит сосредоточение необходимых ресурсов и достижение заданных целей.
  5. Системный подход к менеджменту: определение и управление всеми процессами, как единой системой. Благодаря такому подходу формируется доверие потребителей.
  6. Непрерывные инновации. Товары, услуги нуждаются в постоянном совершенствовании.
  7. Поиск неиспользованных возможностей. Инновационный процесс опирается не только на факты, но и на прогнозы, предположения.
  8. Стратегическое партнерство. Новые товары и услуги смогут подняться на лидирующие позиции среди существующих товаров только благодаря общей работе организаций из разных сфер деятельности.

Рассмотрим функции инновационного менеджмента.

Прогнозирование

Прогноз — суждение о возможном состоянии, путях развития и сроках существования проекта, основанное на научных фактах. Прогноз для процесса управления — предварительная разработка моделей развития объекта.

Цель прогнозирования — получить варианты и тенденции развития качественных показателей, затрат и других элементов, которые опираются на научные показатели и используются для стратегического планирования, проведения исследований и конструкторских работ.

Планирование

Планирование — этап управленческого процесса, который отвечает за постановку целей и задач деятельности, разработку эффективных методов и средств, необходимых для достижения цели.

План строится на четких сроках осуществления и содержит точные характеристики объекта. Задачи планирования: определение эффективной стратегии, обеспечение устойчивой деятельности и развития компании, разработка технических, организационных, социальных и экономических мероприятий для осуществления плана.

Организация

Организация — функция инновационного управления, задача которой сформировать организационную структуру, обеспеченную нужными ресурсами для полноценного функционирования. Ресурсы — это квалифицированный персонал, материалы и оборудование, денежные вложения, т.е. то, что поможет достичь запланированной цели.

Еще одна задача — создание условий для чувствительной к изменениям и научно-техническому прогрессу культуры внутри предприятия. Следует работать с персоналом, развивать стратегическое мышление у руководства, поддерживать работников, обладающих предпринимательской жилкой, не боящихся рисковать и брать ответственность на себя за принятие решений в инновационном менеджменте и других сферах деятельности компании.

Мотивация

Деятельность, направленная на активизацию персонала компании, с целью побуждения к эффективному труду для достижения конечной цели. Для этого персонал стимулируют с помощью экономических, моральных рычагов, создают условия для саморазвития, проявления потенциала и творчества, дальнейшего продвижения инноваций.

Анализ

Одна из основных функций инновационного менеджмента, предполагает разложение всех процессов на отдельные элементы и установление взаимосвязи между ними для улучшения качества прогноза, планирования и развития проекта.

Анализ осуществляется разными методами: метод сравнения, факторный анализ, индексный и графический методы, функционально-стоимостный анализ, экономико-математический анализ.

Насколько важен инновационный менеджмент в организации?

Инновация — важная форма развития, объединяющая науку, производство и торговлю. Развиваются инновации стихийно, методом проб и ошибок, стратегия инновационного процесса направлена на движение к тому, чего еще не существует.

Здесь и формируется потребность в создании единого механизма управления новшествами — менеджмента инноваций. Предприятия, следующие по пути инновационного развития, сталкиваются с разными проблемами: определение направления развития, привлечение потребителей, совершенствование продукта, расширение сферы деятельности и др. Все эти проблемы требуют параллельного решения.

Придерживаясь концепций инновационного менеджмента, можно с наибольшей эффективностью обеспечить решение множества задач и целей. Менеджмент инноваций — процесс сложный, комплексный и многозадачный. Это направление менеджмента необходимо для компаний, которые стремятся занимать лидирующие позиции на рынке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here