Инновационный проект позволяет представить научные разработки, презентовать продукт, услугу, новую схему деятельности. Обоснование, описанное в бизнес-плане, должно включать оценку рисков, рыночные условия, перспективы получения прибыли от внедрения изобретения и финансирования работ.

Цели и задачи бизнес-плана инновационного проекта

Цель инновационного проекта содержится в бизнес-плане, являющемся документальным свидетельством и обоснованием для заказчиков состоятельности разработки по 3 аспектам:

  • востребованность среди целевой аудитории системы, продукции (опросы, данные статистики, рейтинги);
  • финансовая прибыль от реализации проекта инновационной направленности (расчеты, графики);
  • подтверждение профессиональной компетенции специалистов, отвечающих за реализацию идеи, продукта.

Задачи бизнес-концепции проекта зависят от стадии разработки (идея, полезная модель, опытный образец, вывод продукции на рынок), сферы деятельности, источников финансирования, аудитории для презентации и т.д.

Основные цели бизнес-плана для проекта с инновационной направленностью:

  • сформулировать и зафиксировать стратегическую концепцию;
  • определить структуру, мероприятия и последовательность их выполнения;
  • сделать оценку эффективности (общественной, финансовой) внедрения разработки;
  • рассчитать и подготовить обоснование объема инвестиционных вложений, включенных в реализацию специалистов и затрат материалов;
  • задействовать финансовые вложения других предприятий, бизнес-структур;
  • описать преимущества участия в проекте заинтересованных физических и юридических лиц;
  • выполнить расчеты коммерческой состоятельности реализации разработки в секторе экономики.

В соответствии с практической целью различают:

  • планирование перспектив развития производственной структуры либо компании;
  • план по улучшению коммерческой привлекательности проекта;
  • проект привлечения дополнительных инвестиционных вложений, кредитов;
  • план, описывающий образование новой компании, вида продукции, изменения в сфере услуг и т.д.

Особенности отдельных разделов бизнес-плана ИИП

Характеристики, наполнение и структура бизнес-плана связаны с запросами разработчиков.

Основные задачи плана направлены на:

  • решение внутренних целей компании;
  • презентацию для незадействованных лиц и компаний.

План для применения внутри инновационного предприятия содержит приближенный к финансовому состоянию фирмы расчет вложений, привлечения трудозатрат (временных, кадровых), этапы воплощения разработки на производстве.

Бизнес-планирование для предоставления инвестиционным структурам, органам муниципальной и государственной власти, организациям-партнерам содержит сведения о технических и организационных параметрах проекта, коммерческой выгоде реализации идеи, перспективах и рисках инновационных проектов. Задачи структуры документа заключаются в содействии реализации, привлечении субсидий, кредита и т.д.

Составляющие структуры плана отличаются в соответствии с задачами, направлением деятельности, штата сотрудников компании. От стандартного бизнес-планирования документ отличается включением данных научных исследований, учетом финансовых рисков предприятия.

Специфика разделов описательной части бизнес-плана

В описательной части проекта разработчики должны использовать стандартные методы отбора инновационных проектов, анализ системы показателей и т.д. Важен этап финансовой состоятельности (идея, предложение о проектировании, вывод продукта в массовое производство).

По стандартам построения плана и утвержденным принципам формирования, программа ограничивается 25 страницами и включает подразделы:

  • краткое резюме проекта;
  • основные показатели предприятия (мощности, кадры, бюджет);
  • маркетинговое планирование;
  • план развития производства;
  • организационное и финансовое планирование;
  • расчеты рисков, возможные методы страхования проекта.

Вступительная часть должна быть лаконичной, с ключевыми преимуществами проекта, подтверждающими перспективность внедрения разработки. Презентовать востребованность инновации можно с помощью:

  • статистики потребностей участников рынка;
  • запросов нового продукта, услуги аудиторией;
  • разработок конкурирующих компаний;
  • публикаций в научных изданиях.

При подготовке бизнес-плана на этапе формирования предложения либо внедрения разработки в производство рекомендуется сделать запрос к инвесторам с пожеланиями по воплощению коммерческого проекта.

При составлении плана важно учитывать юридические нюансы сохранения авторства технологии, состава продукта. Необходимо зафиксировать режим сохранения секрета производства, планирования мероприятий по получению патента на разработку.

План содержит раздел с характеристиками продукта либо услуги, в который необходимо включить:

  • функциональные особенности разработки;
  • примеры областей применения;
  • качественные характеристики (срок годности, прочность, безопасность);
  • дизайн товара, упаковки;
  • описание этапа, на котором находится продукция (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство);
  • конкурентные преимущества;
  • сравнительный анализ участников инновационного процесса;
  • перспективы совершенствования этапов изготовления, качества товара.

Описание внутреннего состояния компании и внешнего окружения

Для оценки эффективности проекта выполняется детальный анализ структуры, финансового состояния предприятия и внешней конкурентной среды в схожих областях. Описание позиции, на которой располагается компания, отрасли, территориальной единицы необходимо для просчета эффективности реализации идеи.

Раздел, посвященный оценке предприятия и смежных отраслей, имеет пункты с описанием:

  • предприятия;
  • структуры управления;
  • системы службы продаж;
  • региона, отрасли.

Оценка компании должна быть представлена в 2 срезах:

  • описание стратегического развития;
  • оценка инфраструктуры производства предприятия с учетом расширения сфер деятельности, создания новой линейки продукции, внедрения нетиповых методов и технологий.

Методы управления на предприятии описываются с учетом инновационной составляющей в области контроля за качеством услуг, продукции, патентования разработок, наличия ответственных за юридическое сопровождение технологических инноваций специалистов. Должны быть зафиксированы подразделения в управляющей структуре, ответственные за проведение испытаний продуктов.

В разделе оценки службы реализации и продвижения разработок представляются статистические данные о сборе мнений от потенциальной аудитории и востребованности инновационной продукции. Приводятся данные экспериментальной реализации товаров и мнения клиентов.

Важно доказать готовность команд технологов и продавцов действовать слаженно при выводе продукции на рынок и решать спорные вопросы потребителей.

Методы оценки эффективности инновационных проектов учитывают уровень развития и сферы деятельности, территориального образования. Приводится экономический рейтинг сферы, в которой планируется внедрение продукта, статистические данные о спросе на услугу, товар.

Отраслевые и региональные описания включают сведения:

  • о финансовой состоятельности компании и разработках предприятий на экономическом рынке;
  • о планах, новациях крупных предприятий, занимающихся выведением для потребителей новых услуг, разработок;
  • о законодательных актах, требованиях и ограничениях (налоговые постановления, таможенные акты).

Большее преимущество для инвесторов имеют управленческие команды с реализованными продуктами, задачами, внедренными разработками, поступательным научно-техническим развитием.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here