Сегодня на рынке представлены необычные товары из мира науки и техники. Они созданы в результате новаторской деятельности и называются «инновацией». С английского «innovation» переводится как «новшество».

Понятие инновационного процесса

Инновационный процесс — это период превращения идеи в конечный продукт. Включает множество этапов: от начала проведения исследований до выведения товара на рынок и реализации.

Новаторский процесс характеризуется такими понятиями:

  1. Совокупность деятельности — одновременное совершенствование таких сфер работы предприятия: научно-технической, научно-исследовательской, маркетинговой, производственной.
  2. Жизненный цикл инновации — прохождение товаром этапов развития: от зарождения идеи до распространения и упадка.
  3. Ресурсная база — поиск источников финансирования для самостоятельной разработки идеи и представления в будущем как товара или услуги.

Инновационный процесс разделяют на 3 вида:

  1. Внутриорганизационный — простой натуральный, когда новшество применяется в практической деятельности внутри организации. Новая идея не воплощается в товар для продаж. Потребителями выступают сотрудники.
  2. Межорганизационный — простой товарный, когда новшество выступает в роли товара и покупается/продается на рынке. Здесь создатель или производитель и потребитель — разные структуры.
  3. Расширенный, когда новаторская идея воплощается в жизнь на предприятии и поступает в широкую продажу, чем нарушает монополию и дает толчок для новых разработок.

Новаторский процесс отличается от научно-технического тем, что не заканчивается в момент поступления товара в продажу. Инновация совершенствуется, приобретает новые потребительские свойства, что способствует расширению области применения.

Управление новаторской деятельностью на предприятии происходит с помощью 2 взаимосвязанных систем:

  1. Общая — предполагает разработку продукта для общества. Здесь инновация не выступает центром производственного процесса.
  2. Менеджмент новаторской деятельности — система направлена на управление этой областью развития предприятия, которая разрабатывает кардинально новый продукт.

Цели инновационного менеджмента:

  1. Отслеживание тенденций современного рынка, постоянное обновление ассортимента и оборудования, внедрение новаторских технологий и способов организации труда.
  2. Постоянный рост научно-технического потенциала как на предприятии, так и в государстве с помощью внедрения инновации на другие производства.
  3. Создание и пополнение научного задела.

Этапы инновационного процесса

Процесс создания новаторского продукта происходит поэтапно:

  1. Проведение фундаментальных исследований. На этом этапе проводится анализ рынка и желаний потребителей, осуществляется систематизация информации, обоснование необходимости продажи новшества, рассмотрение возможностей разработки и реализации. Разделяется на теоретическое исследование — разработка научных подходов, и поисковое — поиск принципов создания нового продукта или технологии.
  2. Проведение прикладных исследований. На этом этапе обрабатывается информация, которую получили, определяются способы применения на практике, уточняются нюансы. Разделяется на теоретическую часть — оцениваются затраты и прибыли, корректируются результаты, и экспериментальный подход — создание моделей, изготовление макета. Также происходит отсеивание неперспективных идей. Результатом этапа является предоставление технической информации о новинке, рекомендаций и образца.
  3. Проведение опытно-конструкторских работ — создание новых образцов, испытание на практике и выделение тех, что пригодны для использования.
  4. Изготовление продукта. На этом этапе проводится повторная оценка рынка, рассматриваются перспективы новинки, оценивается ожидаемая прибыль, проверяется соответствие стандартам, проводится патентование. Затем осуществляется производство и реализация товара.
  5. Рост продаж. Этап характеризуется максимальной прибылью от реализации новинки.
  6. Замедление роста. На этом этапе прибыль падает, рынок насыщен продукцией, снижается потребительский спрос.
  7. Спад объема продаж — потребители уже не считают товар инновацией, спрос снижается, продажи минимальны.

Основой инновационной деятельности является постоянная трансформация идеи, усовершенствование продукта.

Поскольку внедрение новшеств сопровождается рисками, на этапе проектирования принято проводить моделирование инновационного процесса. Рассмотрение имитаций предполагаемых ситуаций позволяет принять оптимальное решение и выбрать стратегию развития.

Рисками являются:

  • масштабность проекта;
  • неопределенность рынка в долгосрочной перспективе;
  • деятельность конкурентов;
  • ошибки на этапе проектирования и коммерческой реализации.

Факторы, влияющие на инновационный процесс

Кроме рисков при внедрении нового продукта, на организацию инновационного процесса влияют также факторы:

  1. Экономические и технологические:
    • соответствие инновационного проекта стратегии компании;
    • рыночная ориентация;
    • объем резервных мощностей;
    • достаточное количество финансов для проведения разработок и реализации продукта;
    • наличие технической и хозяйственной инфраструктуры.
  2. Социально-психологические:
    • поощрение персонала за творческую деятельность;
    • общественное признание новинки;
    • возможность самореализации персонала;
    • благоприятный психологический климат.
  3. Политико-правовые:
    • соответствие инновации установленным стандартам и нормам, которые приняты государством;
    • наличие льгот;
    • государственная поддержка.
  4. Организационно-управленческие:
  • эффективность управления проектом;
  • соблюдение сроков;
  • преодоление информационных барьеров в маркетинге и НИОКР;
  • гибкость организационной структуры предприятия;
  • автономия рабочих групп.

Выполнение новаторского проекта считается удачным, если:

  • соблюден календарный план;
  • текущие финансовые затраты соответствуют расчетным критериям;
  • затрачены ресурсы по нормативным показателям;
  • участники проекта обеспечиваются доходом.

Участники инновационного процесса

После прохождения последовательности стадий развития инновация становится товарной продукцией, которая продается на рынке.

Поэтому участниками такого процесса являются:

  1. Потребители — категория людей или предприятий, которые предъявляют спрос на новшество. Это компании или государство, которые заинтересованы в конкурентоспособности внутренней продукции.
  2. Производители — лица или компании-создатели инновации, которые обеспечивают предложение. Это исследовательские институты, научно-производственные кластеры.
  3. Посредники — лица или организации, которые предоставляют услуги содействия в поиске покупателей и продавцов новинки.
  4. Инвесторы — частные лица, фонды или организации, которые финансируют процесс производства и внедрения инновации.

Чтобы новаторская деятельность имела положительный исход, необходимо содействие и заинтересованность государства и новаторов. Для этого требуется развитие конкурентной среды в области инноваций, повышение оплаты труда творческих личностей и исследователей. Также следует внедрить поощрение малого предпринимательства и ужесточение авторского права.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here