Педагогическая инноватика

Педагогическая инноватика является молодым, быстро развивающимся и востребованным разделом педагогики. В этой междисциплинарной научной области с особым вниманием изучаются закономерности появления педагогических инноваций, новые технологии и процессы развития школы. Эта научная область располагается на стыке педагогики, психологии, экономики, философии, информатики и целого ряда других дисциплин. Она направлена на поиск методов повышения эффективности преподавательской деятельности в учебных заведениях.

Инновационная система в образовании

Основное понятие педагогической инноватики — инновационный процесс, т.е. деятельность, направленная на разработку, тестирование и внедрение новшеств в образовательную программу и методы обучения. Инновационные процессы в сфере образования принято исследовать в следующих аспектах:

  • Социально-экономическом;
  • Психолого-педагогическом;
  • Организационно-управленческом.

Они формируют те условия, на фоне которых протекают инновационные процессы. Эти условия могут как помогать, так и препятствовать течению инновационного процесса.

Другое важное понятие — инновационная деятельность. Под этим термином понимают совокупность предпринимаемых мер для поддержания инновационного процесса на каждом из уровней образования. Задача, стоящая перед инновационной деятельностью, сложна: замена устаревших методов, целей и средств педагогического процесса на новые, соответствующие требованиям современного общества.

Новшество и нововведение — еще 2 понятия педагогической инноватики. Под термином «новшество» здесь понимают идею или метод. Нововведением же называют процесс или результат внедрения новшества. Синонимом понятия «нововведение» часто выступает слово «инновация».

Цели педагогической инноватики

Цели педагогической инноватики

Главная цель, стоящая перед педагогической инноватикой как наукой, — доказательно обосновать и обеспечить постоянное непрерывающееся развитие образования, сделать так, чтобы оно соответствовало запросам современного общества. Кроме того, перед инноватикой в образовании стоит еще ряд сопутствующих задач.

Исследователи этой области для удобства делят их на следующие группы:

  • Задачи описательно-объяснительного характера, призванные описать то, что происходит в современном образовании, и подвести под это теоретическое обоснование;
  • Задачи, связанные с необходимостью разработки новых программ, образовательных модулей и форм обучения;
  • Задачи, направленные на нахождение методов развития инновационной деятельности; систематизация новых направлений педагогических исследований;
  • Задачи, связанные с исследованием межличностных взаимоотношений, возникающих в ходе инновационной деятельности в школе.

Сущность педагогической инноватики

педагог проводит урок

Инноватика в сфере образования представляет собой область научного знания, исследующую образовательный процесс и методы его воплощения в жизнь. Исследования ученых, трудящихся в этой сфере, направлены на поиск новых решений, позволяющих улучшить качество образования и сделать его максимально соответствующим современным требованиям.

Инноватика в данной области является востребованным научным направлением, т.к. каждые 5-10 лет у системы образования появляется потребность частичного пересмотра и реорганизации ее структуры. Если подобные реорганизации не проводить, то в скором времени система образования перестанет отвечать запросам современного общества.

Объект и предмет педагогической инноватики

Педагогическая инноватика включает в себя учение о неразрывной взаимосвязи 3 компонентов инновационного процесса: разработка образовательных новшеств, их тестирование и внедрение, применение на практике и распространение.

Инноватика в обучении детей

Объектом инноватики в образовании называют процесс разработки и внедрения инноваций в образовательный процесс с целью получения положительных изменений в качестве образования.

Предметом педагогической инноватики считают совокупность средств и закономерностей в области разработки и внедрения педагогических новшеств в образовательных учреждениях.

Отличия педагогической инноватики от типичной инноватики
Инноватикой называют междисциплинарную научную область, предметом изучения которой является изобретение и продвижение новых средств решения различных вопросов. Инноватика в первую очередь применима в социально-экономических аспектах жизни общества.

Некоторые высшие учебные заведения обучают специалистов по инноватике. На этих программах студентов учат находить новые решения и разрабатывать услуги, в которых нуждается рынок, просчитывать заранее риски и траты, вычленять из общего потока наиболее популярные мировые тенденции и реализовывать их в новом формате.

Инноватика в образовании во многом схожа с типичной инноватикой, т.к. возникла на ее основе и является ее дочерней дисциплиной. Однако, как и у любой другой науки, у инноватики в образовательном процессе есть свои особенности и отличительные черты. Взяв за основу принципы и методы типичной инноватики, инноватика в сфере образования применила их, трансформировав под свои нужды и потребности.

Основной отличительной чертой инноватики в сфере образования является то, что она не разрабатывает новые товары и услуги и не связана с коммерцией. Она нацелена на поиск наиболее действенных методов передачи информации от учителя к ученику. Несмотря на то что изначально инноватика была близка к экономическим дисциплинам, в сфере образования она опирается в первую очередь на педагогику и психологию.

Примеры педагогической инноватики

внедрение педагогической инноватики

Примером, которым можно на практике проиллюстрировать, что такое педагогическая инноватика, считается внедрение профильного обучения в школе. Многие школы сегодня предлагают детям в 10-11 классах выбрать учебный профиль: математический, гуманитарный, медицинский и т.д. Это нововведение в образовательном процессе призвано помочь детям углубленно изучить те предметы, которые они выберут, чтобы сдавать в качестве ЕГЭ или вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.

Другим примером инновационной деятельности в школьном образовании можно считать появление занятий по профориентации во многих школах. Профориентационная деятельность призвана помочь ученикам определиться с их будущим образованием и карьерой. Ведь сегодня существует множество образовательных программ в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, про которые среднестатистический ученик школы даже не подозревает, но которые могли бы его заинтересовать.

Благодаря такому нововведению, как профориентационная деятельность в школах, учащиеся получают широкое представление о своих будущих перспективах.

Примером инноватики в школе, получившим самое широкое распространение, можно считать введение электронного журнала. Эта компьютерная программа предельно упростила такую процедуру, как ведение дневников и журналов, и позволяет учителям быстро доводить всю необходимую информацию до сведения родителей.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here