В условиях активного развития рыночных отношений государственное регулирование инновационной деятельности, ставящее задачу повысить конкурентное преимущество промтоваров и услуг, является действенным механизмом усиления национальной экономики.
Инновационные разработки требуют вложений временных и денежных ресурсов, которые на первых этапах предоставляет государство, обеспечивая при этом защиту свободы собственности, личности и предпринимательства. Инновации, в свою очередь, приводят к росту ВВП, его качественному изменению.
Мировой рынок диктует необходимость развивать постиндустриальные, информационные технологии, основанные на современных научных достижениях. Статья посвящена изучению целей, преимуществ и недостатков регулирования новейших проектов государством, а также сравнению практик некоторых стран, добившихся прогресса в описываемом направлении.
Цели и задачи госрегулирования
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется для содействия в поддержании научных разработок прикладного характера для подъёма экономики страны. Среди глобальных целей политики регулирования инноваций наиболее приоритетными считают следующие:
- Повышение роли и введение научных достижений в промышленность и в объекты предпринимательской деятельности (в передовых странах до 90% роста экономических показателей обусловлены современными достижениями науки и техники);
- Внедрение новейших преобразований в области промышленности и услуг;
- Увеличение конкурентоспособности отечественных инновационных продуктов на мировом рынке;
- Улучшение экологической ситуации регионов;
- Сохранение, поддержание и расширение фундаментальных направлений науки;
- Усиление защищённости граждан и обеспечение обороноспособности отечества.
Первостепенная задача для достижения поставленных целей — развитие и повышение эффективности партнёрских отношений между государством и частным предпринимательством при реализации серьёзных ультрасовременных программ в масштабах страны.
При этом основной упор необходимо сделать на формирование подходящих условий для внедрения инновационных технологий в индустрию.
Преимущества и недостатки госрегулирования
Рассматривая государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации, следует отметить его преимущества и недостатки для выполнения современных проектов. К неоспоримым плюсам инновационной системы относится достаточно высокий уровень образованности российских граждан, а также стабильно высокий уровень достижений в оборонных исследованиях, нанотехнологиях и других стратегически важных направлениях науки, а также фундаментальные представления, повышающие общий уровень знаний.
Последние законопроекты по расширению внедрения инновационного прогресса в России указывают на заинтересованность правительства в усилении сегмента высоких технологий. Намерение правительства сделать инновационную систему приоритетным направлением также относится к сильным сторонам государственного регулирования. Законодательство РФ в сфере интеллектуальной собственности обеспечивает правовую основу инновационных процессов в регионе.
Однако, на пути продвижения научных достижений в промышленность существует ряд ограничений, которые создают трудности для быстрого развития направления. Гособеспечение инновационных процессов в перспективных отраслях постепенно растёт, но ещё не достигло достаточного уровня. Объёмы финансирования исследовательских работ в первое десятилетие 2000-х не превышали 31% от уровня 1990 г., что не могло не сказаться на исследовательской деятельности. Отсюда всё ещё низкий уровень развития научно-исследовательского направления на производственных предприятиях, слабая инфраструктура и условия для ввода инноваций в действие.
Практика государственного регулирования инноваций
Инновационные работы обязательно связаны с определёнными рисками и сложностями. Тем не менее развитые страны выбрали этот путь совершенствования экономики, и Россия также заинтересована в увеличении влияния прогресса на рост экономических показателей. Основными участниками таких процессов становятся предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозсубъекты, сотрудники научно-технической сферы.
Опыт РФ
Основополагающая роль государственного регулирования инновационной деятельности в РФ заключается в оказании необходимой поддержки и финансировании фундаментальных исследований. Это ведёт к усилению научного потенциала регионов и увеличению его ценности в странах с высокой стоимостью на интеллектуальные ресурсы.
Особенности отечественного государственного регулирования научно-исследовательской деятельность заключается в следующем:
- На территории России выделено 16 субъектов, которые сформировали органы госуправления и законодательную базу для осуществления инновационной активности.
- Главной задачей управления в большей части является получение прибыли от внедрения знаний и результатов исследований.
- Госзаказ на проведение научно-технических разработок – основной механизм стимулирования инновационного прогресса. Государство также гарантирует выделение бюджетных средств для улучшения инфраструктуры, предоставляет льготы и поддерживает сферу другими способами.
Работу в сфере научных исследований координирует Правительственная комиссия по НТП. Главный исполнительный орган – Министерство промышленности, науки и технологий РФ – обеспечивает внедрение намерений государства в сфере современных исследований. Министерству экономического развития и торговли РФ поручено разрабатывать и внедрять меры по бюджетированию проектов, направлять развитие инноваций и устанавливать приоритеты для их распространения. Минфин Российской Федерации проводит выплаты и контролирует движение денежных потоков.
В РФ государство является одновременно партнером, организатором и управленцем функционирования институтов в области инновационного продвижение и внедрения разработок в производство.
Опыт Евросоюза
План развития инноваций принят странами Европы в 1985г. В плане чётко определены цели внедрения современных технологий в производственную деятельность, механизм доведения научных разработок до готового продукта, распространение инноваций между европейскими государствами.
Важным аспектом стимулирования ультрасовременных исследований, принятым в Евросоюзе, является уменьшение налогов и льготная система амортизационных списаний.
Опыт Китая
«Экономическое чудо Китая», имевшее место в середине XX столетия и позволившее стране вырваться на передовые позиции по индексу конкурентоспособности, произошло благодаря пересмотру и грамотному регулированию законов об авторском праве и внедрению технологий. Переход на западную систему охраны патентов и авторских прав позволил Китаю выйти в лидеры по числу поданных патентов.
Несмотря на это, в Китае процветает изготовление контрафактной продукции, что снижает доверие потребителей к товарам, произведённым в этой стране.
Опыт США
США, как и ряд стран Европы, придерживаются стратегии лидерства в науке, внедрении проектов, которые охватывают полную цепочку научно-производственной деятельности, направленной, в том числе, на усиление оборонного сектора. Государство помогает перспективным исследовательским центрам и венчурным компаниям в первые годы работы, финансируя компании. Важный механизм прямой поддержки и регулирования государства – создание современной инфраструктуры для реализации новаторских идей.
В США государство уже более 100 лет реализует всестороннюю поддержку развития научно-технического прогресса, управляет процессами внедрения инноваций, что обусловливает высокий уровней конкурентоспособности страны в мире.