Термин «диффузия инноваций» был введен в 1890 г. французским социологом Габриелем Тардом. Данное понятие также встречается в научных трудах профессора Эверетта Роджерса, который изучил природу этого явления и механизмы его функционирования. Роджерс утверждает, что диффузия нововведений берет свое начало из нескольких отраслей науки: антропологии, ранней социологии, сельской, промышленной и медицинской социологии.

Что принято называть диффузией инноваций

Под диффузией инноваций понимается временная пространственная модель внедрения и распространения новых продуктов, способов производства, организационных структур управления.

Данная модель включает в себя процессы, в результате которых происходит принятие нововведения обществом, осуществляется распространение новых товаров и услуг среди потенциальных потребителей.

Ключевые элементы в исследовании диффузии

Диффузия инноваций понимается как вид деятельности, что осуществляться осуществляется в форме последовательных этапов при участии обязательных элементов.

Роджерс выделяет следующие элементы в процессе диффузии нововведений:

  • инновация — использование в той или иной сфере деятельности результатов интеллектуального труда по созданию новой или совершенствованию существующей системы;
  • коммуникационные каналы — инструменты, при помощи которых осуществляется передача информации между носителями;
  • время — период, требуемый для принятия решения о внедрении новшества;
  • социальная система — совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих общие цели, действия которых согласуются во времени.

В качестве дополнительных компонентов диффузии нововведений следует выделить понятия критической массы, которая означает появление достаточного количества потребителей, лояльных к новшествам, стадии диффузии, предполагающие последовательность действий потребителя при принятии решения.

Процесс диффузии инноваций проходит следующие стадии:

  • узнавание — информация о новшестве впервые доходит до потребителя, но ее недостаточно для принятия решения;
  • интерес — получив информацию, потенциальный покупатель заинтересован и ищет дополнительные сведения о продукте;
  • оценка — изучив всю доступную информацию, потребитель принимает решение о покупке;
  • апробация — использование нововведения;
  • признание — принятие продукта пользователем и его дальнейшее применение.

Типы потребителей в диффузии инноваций

В зависимости от характера реагирования на инновационное распространение выделяют следующие группы покупателей:

  1. Инноваторы. К данной категории относятся люди с высоким уровнем дохода и общественным статусом, которые быстрее всех реагируют на появление нового продукта или услуги, наиболее подвержены влиянию информации. Они готовы рискнуть и потратить большие средства на покупку инновации, но не станут использовать ее в течение длительного периода времени, так как их внимание быстро переключается на более новые и креативные вещи.
  2. Первопроходцы. Тип потребителей, которые имеют высокие доходы, но более избирательны при выборе инновационного продукта. Для них важна ценность новшества, его качество и практическое применение. Данная группа пользователей обладает существенным социальным влиянием, поэтому при выпуске и продвижении нового продукта следует больше внимания уделить этому сегменту.
  3. Раннее большинство. Люди, опирающиеся на мнение первопроходцев при выборе новшества. Для привлечения их внимания требуется длительное время и много усилий. Они располагают меньшим количеством средств, менее охотно идут на риск. Для потребителей данной категории наиболее весомыми характеристиками при принятии решения являются долгосрочность и надежность применения нового продукта.
  4. Позднее большинство. Группа потребителей, которые не принимают новшества до тех пор, пока успешность их применения не будет подтверждена первопроходцами и ранним большинством. Они характеризуются низким уровнем дохода и социальным статусом. Потребуется много времени, чтобы завоевать этот сегмент, но он способен приносить стабильный уровень прибыли, когда выпускаемый продукт уже потеряет свою новизну.
  5. Отстающие. Данная группа потребителей позже всех реагирует на инновацию. Они вынуждены принять новый продукт под воздействием изменяющихся условий. У этого сегмента самые низкие доходы и социальное влияние.

Чем ограничивается возможность диффузии организационных инноваций

Организационные инновации подразумевают под собой использование новых стратегий ведения бизнеса, нового способа организации рабочего пространства, внедрение новой организационной культуры. Они направлены на снижение издержек предприятия, улучшение коммуникаций между подразделениями, повышение производительности труда.

Диффузия организационных инноваций ограничивается трудностями формализации новшеств, их передачи и внедрения.

Возможность международной диффузии продуктовых инноваций ограничивается неинвариантностью продуктовых нововведений по отношению к смене внешней среды

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here