Современное производство, его технологические и экономические аспекты требуют постоянной модернизации и совершенствования – внедрения инновационных технологий. Инновация ― это результат деятельности, направленной на усовершенствование продуктов, услуг, производственных и других процессов с целью удовлетворения растущих потребностей рынка.

Инновации и изобретения: в чем разница?

Идея и инновация

Впервые понятие «инновация» описал Йозеф Шумпетер в 1911 году. В его понимании термин был примерно синонимичен понятию «нововведение».

Что же отличает инновацию от изобретения? От новой идеи? Она, в отличие от близких по значению понятий, обязательно должна быть внедрена в производство и, как следствие, работать на экономику – приносить прибыль. Иными словами, когда мы говорим «инновация», то учитываем значимость полученного конечного результата для потребителей. Инновации представляют собой готовый продукт, полученный в результате внедрения новых идей. К объектам инновационной деятельности относят результат, полученную интеллектуальную собственность или товар (услугу). Как и другие процессы, создание нововведений имеет заранее продуманный конечный результат.

Инновационная деятельность стимулирует работу организаций, позволяя преодолеть критические моменты и повысить качество работы и получаемого конечного продукта. Для каждой организации задачи инновационной деятельности ставятся индивидуально ― в зависимости от целей и возможностей предприятия. Получение необходимых ресурсов влияет на ширину круга решаемых задач и их последовательность.

Характеристика понятия

Понятие инноваций

Итак, инновация представляет собой введенное усовершенствование, стимулирующее увеличение качества работы, услуги или товара. Перечислим неотъемлемые черты инноваций:

  • Реализуемость на практике;
  • Адекватность по отношению к потребностям приобретателей;
  • Предполагаемый доход.

Выделяют четыре основных функции инноваций:

  1. Реорганизующую: применение теоретических знаний для получения общественно полезного продукта;
  2. Побуждающую: активирует рост общественной прибыли за счет потенциальной выгоды для участников;
  3. Возобновляющую: новые идеи влияют на рост экономических показателей страны, процентные доли ВВП;
  4. Социальную: улучшение жизни людей, повышение комфорта и качества жизни; улучшение экологических показателей.

Выполнение этих функций невозможно без присутствия двух сторон процесса: субъектов и объектов инновационной деятельности. Под первыми подразумеваются:

  • Физические или юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в данном направлении;
  • Государственные структуры, занимающиеся контролем подобной деятельности;
  • Участники инновационного процесса, задействованные в создании и реализации инноваций;
  • Защитники интересов субъектов, создающих новые идеи.

К целям инновационной деятельности относят:

  • Увеличение сферы влияния на потребительском рынке;
  • Улучшение параметров конкурентоспособности;
  • Совершенствование внутреннего рабочего процесса организации;
  • Улучшение показателей экологической безопасности процессов производства и сбыта.

Виды инноваций

разновидность инноваций

Одну из самых полных классификаций инноваций разработал российский социолог, профессор, доктор философских наук Аркадий Ильич Пригожин. В его системе нововведения разделяются на основании следующих признаков:

  1. По степени распространенности:
    — индивидуальные;
    — смешанные;
  2. По наследственности:
    — реновационные;
    — упраздняющие;
    — реверсивные;
    — начинающие;
    — винтажные;
  3. По месту внутри процесса производства:
    — материальные;
    — соединительные (коммуникационные);
    — результативные;
  4. По предполагаемому результату отклика рынка:
    — местные;
    — комплексные;
    — политические;
  5. По степени будущего потенциала:
    — кардинальные;
    — конфигурационные;
    — улучшающие.

Альтернативная классификация инноваций

Различные инновации

Правильная группировка инноваций по категориям помогает применяющему их субъекту:

  • Четко классифицировать нововведения, определять границы возможного использования, функции инновации;
  • Выстраивать четкую логическую цепочку между вводимыми идеями и политикой предприятия;
  • Программировать качественное использование инноваций;
  • Планировать своевременное введение инновации и последующую ее замену;
  • Вырабатывать алгоритм внутренней работы с новыми идеями для сохранения равновесия системы управления.

Анализ инновационной деятельности в соответствии с нужными критериями позволяет классифицировать нововведения по самым часто встречающимся признакам, таким как:

  1. Пути появления:
    — происшествие, открытие, обнаружение;
    — ноу-хау, патент;
    — новаторское представление;
    — прочие.
  2. Конечный результат:
    — готовый товар со схемой устройства;
    — методы производства, механизм производства;
    — ресурсы, сырье;
    — объекты, строения;
    — совокупность данных;
    — сервис.
  3. Сфера использования:
    — научная;
    — технологическая;
    — ресурсная;
    — информационная;
    — маркетинговая;
    — транспортная;
    — управленческая;
    — социально-политическая и экономическая.
  4. Местонахождение внутри организации:
    — при выборке ресурсов;
    — на этапе получения результата;
    — в структуре управления.
  5. Степень значимости:
    — мировой уровень;
    — уровень страны;
    — уровень организации.
  6. Параметры:
    — предметно-технологические;
    — общественные.
  7. Зона влияния:
    — мир;
    — государство;
    — отрасль;
    — организация.
  8. Скорость введения:
    — моментально внедряемые инновации;
    — размеренно внедряемые инновации;
    — долговременные инновации.
  9. Степень вводимых перемен:
    — кардинальные;
    — совершенствующие.
  10. Воздействие на привычный процесс:
    — заменяющие внедрения;
    — упраздняющие внедрения;
    — реверсивные (возвращающие к предыдущему состоянию) внедрения;
    — новаторские внедрения.
  11. Область внедрения:
    — локальные инновации (для единичного процесса);
    — масштабные инновации (для многих процессов).

Возникновение инноваций

Человечество постоянно развивается, стремится улучшить условия жизни, раздвинуть рамки возможностей, стереть границы между реальным и идеальным.

Инновационная технология робота

Необходимость нововведений в различных источниках объясняется по-разному. Среди основных причин появления инноваций называют:

  • Требования покупателей;
  • Стремление занять лидирующие позиции внутри своей отрасли;
  • Повышение значимости организации;
  • Совершенствование внутренних процессов предприятия;
  • Подражание аналогичным компаниям.

Организация инновационной деятельности в различных сферах нашей жизни обусловлена необходимостью создавать комфортные условия, решать проблемы, соответствовать постоянному росту уровня интеллекта населения. Государственный, мировой, внутриотраслевой уровень ― жизнь в любых масштабах требует совершенствования. Роль инноваций в успешности любой деятельности сложно недооценить.

Скорость распространения инноваций, согласно книге Э. М. Роджерса, зависит от пяти аспектов:

  1. Доход. Размер выгоды, полученной в результате нововведений, влияет на популярность продукта.
  2. Доступность, отсутствие противоречий. Выгодное с материальной точки зрения, подходящее по параметрам изобретение быстро найдет потребителей.
  3. Соответствие уровню потребителя. Сложные технологии не найдут отклика у пользователя с низким уровнем знаний.
  4. Доступность для тестирования.
  5. Наглядность. Заметное улучшение качества жизни с использованием новых технологий создаст хороший уровень спроса.

Конкуренция между инновациями

Конкурирующие инноваторы

Конкуренция в любой сфере деятельности оказывает положительное влияние: способствует сокращению времени на создание идей, заставляет уделять большее внимание качеству изобретений и их распространению. Инновационная деятельность, имеющая аналоги-конкуренты, более дисциплинированна. Организациям приходится прикладывать больше усилий для изучения потребительского рынка.

Анализ инновационной деятельности фирм-конкурентов становится неотъемлемой частью стратегии предприятий и радикально влияет на новые идеи. В мире ежедневно появляются прогрессивные технологии, замещающие стремительно устаревающие инновации, которые буквально вчера покорили мир. Конкуренция толкает пытливые умы на дальнейшее совершенствование всех сфер жизни, поиск оптимальных, современных процессов.

Эффективность инновационной деятельности

Государства мира стремятся получить прогрессивные технологии, преимущества перед другими странами; хотят выделяться.

Инновационные технологии в производстве

Для оценки результата, полученного после введения идей, нужно рассмотреть выгоду, полученную не только субъектом инновационной деятельности, но и конечным получателем продукта – покупателем, а также провести критический анализ инновационной деятельности. Инновацию считают успешно введенной, если соблюдается четыре условия:

  1. Значимость. Полученный результат должен рассматриваться покупателем как ценное приобретение.
  2. Исключительность. Результат должен иметь свойства, отличные от свойств существующих на рынке конкурентных товаров.
  3. Выносливость. Полученный продукт должен быть устойчив к конкурентным возможностям. Перспектива сохранения уникальности на рынке должна быть долгосрочной.
  4. Ликвидность. Организация должна иметь возможность реализовывать новые идеи за счет доступных ресурсов; продукт должен быть выгодным приобретением для покупателя в качественном и ценовом аспекте.

В эффективности нововведений заключается сущность инноваций.

Элементы инновационного процесса

Инновационная технологи я в медицине

Оценка эффективности внедрения инноваций подразумевает оценку потраченных ресурсов и полученных достижений. Чтобы провести анализ инновационной деятельности, нужно учесть множество факторов и использовать значительный объем коэффициентов. Каждая идея проходит через определенные ступени развития: возникновение, совершенствование и последующее применение. При изучении этих процессов была выделена четкая структура инновационной деятельности. Она учитывает функции инновации, создает логическую цепочку от начала появления идеи до успешного получения результата.

Новаторскую деятельность можно разделить на семь стадий:

  • Зарождение идеи;
  • Возникновение стратегии, плана;
  • Создание продукта;
  • Применение продукта;
  • Распространение продукта;
  • Изучение полученных результатов;
  • Размножение.

Каждый уровень включает в себя несколько дополнительных параметров, характерных для той или иной инновации. Описанные уровни существуют в теории, при применении на практике возможно отклонение и увеличение количества необходимых ступеней для эффективного развития идеи.

Международные стандарты

Инновационный международный сьезд

Для контроля за научными, технологическими и другими инновациями в 1957 году была собрана Working Group of National Experts on Science and Technology Indicators (NEST) ― группа экспертов, контролирующих показатели различных технологических направлений. Ими были разработаны рекомендации по осуществлению инновационной деятельности, которые были признаны мировыми стандартами. Рабочей группой было разработано Руководство Осло (Oslo Manual). Документ содержит сведения для осуществления анализа новаторских перспектив среди ряда стран: Европы, Америки и некоторых других. В нем описаны стандарты инноваций: продуктовых, управленческих, исследовательских и др.

Следующим важным документом, отражающим мировые стандарты инноваций, стало Руководство Фраскати. В нем описаны базовые стандарты, прикладные и экспериментальные.

Сбор информации и анализ инновационной деятельности с последующим обнародованием результатов исследований периодически выполняет ЮНЕСКО. Организация собирает данные для помощи развивающимся странам, чтобы вовремя информировать их о мировой ситуации и кардинальных изменениях среди мировых лидеров.

Важную роль в контроле над появляющимися идеями играет служба в рамках Евросоюза ― Евростат. Этой организацией была создана Номенклатура для анализа и сравнения программ в рамках научных исследований и оценки их бюджетов.

В 2008 году Евростатом была разработана единая программа европейского обследования инноваций. Она содержит новые коэффициенты для полного изучения критериев новаторской деятельности организаций.

В настоящий момент действуют четыре международных индекса оценки инноваций:

  1. Индекс INSEAD. Оценивает 132 государства по 60 коэффициентам.
  2. Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI). Оценивает 133 страны по 117 показателям.
  3. Индекс Economist Intelligence Unit. Оценивает 82 страны по единственному критерию.
  4. Глобальный инновационный индекс. Оценивает 110 стран по 24 показателям.

Инновации и политика

Инновационная политика

Развитие инноваций зависит от лояльности государства к новым идеям. При поддержке законодательством инновационных проектов, отсутствии сдерживающих факторов и наличии стимулирующих поощрений новаторство будет развиваться мощно и повсеместно. Государство сможет полноценно ощутить роль инноваций в современном обществе благодаря развитию всех отраслей. При отсутствии должной поддержки сложно внедрять инновации в социальную жизнь и производство, следовательно, развитие будет сильно отставать, технологии не получат своевременной реализации.

Перед каждым государством стоят задачи сохранения единства и защиты граждан. Выполнение этих задач невозможно без инновационной деятельности. В каждой области (сельское хозяйство, финансы, экономика) есть приоритетные направления, их стимуляция положительно скажется на общем развитии государственной системы.

Преимущества инноваций

Инновационная технология для строительства

Инновации дают возможность обладателю получить материальную выгоду от их использования. Документально оформленная идея ― потенциальный источник дохода.

Развитие инноваций улучшает качество товаров, услуг, технологий. Новые идеи делают жизнь людей комфортной и безопасной.

За счет развития технологий повышается квалификация сотрудников, растет уровень интеллектуальной собственности, обновляется оборудование. Каждая идея — в большей или меньшей степени — влияет на качество жизни людей.

Что необходимо для развития инноваций

Развитие инновационной идеи

Ежегодно количество инновационных продуктов на мировом рынке растет. Для развития этой сферы внутри государства важно создать лояльную законодательную базу. Основы инноваций должны грамотно регулироваться разработанными нормами и стимулироваться программами финансирования. Организация инноваций на различных уровнях социальной жизни и во всех областях должна быть приоритетной политикой государства. Для поощрения и контроля следует учитывать признаки инноваций для успешного выхода на рынок и последующего применения.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here