Слово инновация означает «новшество», «нововведение», «обновление». Оно применимо к любой сфере: к науке, медицине, образованию. В странах Западной Европы понятие «педагогическая инновация» исследуется с конца 50-х годов, в России общественность начала проявлять к ним интерес в начале 90-ых.
Современное образование не удовлетворяет запросы информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать.
Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.
Педагогическая инновация: суть и цели
Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.
Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.
Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.
Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:
- Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
- Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
- Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
- Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.
Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.
Инновационные подходы в современном образовании
Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.
Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.
В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:
- Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
- Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.
Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.
Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.
Новые педагогические технологии в системе образования
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.
Проектная работа
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.
В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.
Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровое технологии
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.
В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.
Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
Золотые слова в этой статье написаны. Можно их цитировать и цитировать.. Это я насчёт современной нашей системы образования, которая никаким требованиям не отвечает и которую нужно модернизировать.
Вот! Здесь сформулировано лаконично то, что давно всем понятно. Сейчас система передаёт ранее накопленные знания, а не даёт инструменты для самостоятельного их поиска.
Невозможно спорить с тем, что система образования должна подстраиваться под рынок труда! Ведь образовательные учреждения готовят людей именно для того, чтобы они начинали успешно работать после получения образования.
«Научить учиться» — выражение это на самом деле весьма старое. Но как же оно актуально! И как же по-прежнему в наших школах в абсолютном большинстве образовательный процесс далёк от этой формулы.
Я просто зачиталась этой статьёй! Честно, честно! Так как в ней доступным языком сформулированы принципы, которые сейчас невероятно важны для системы образования.
Проектная работа – это сильно и актуально, я согласен. А вот в качестве дистанционного обучения я сомневаюсь. Чтобы усвоить предметы таким способом нужна сильная мотивация, которая далеко не у каждого имеется.
Вот портфолио собирать детей сейчас просто необходимо учить. Потому что это умение им пригодится неоднократно во взрослой жизни. И резюме качественное составлять.
На удивление толковая статья. Работаю в школе, сейчас все помешались просто на этих инновациях, при том, что практически никто не понимает толком, что это такое. А объяснить как здесь внятно тем более не способны. На самом деле никуда от них, инноваций, не денешься, жизнь на месте не стоит, главное, чтобы в погоне за новым не потерять весь тот педагогический опыт, который человечество веками накапливало
Все эти передовые методы обучения постепенно внедряются в наш образовательный процесс, могу это подтвердить, как мама школьника. Действительно сейчас все больше внимание уделяется тому, чтобы ребенок самостоятельно изучал новые дисциплины. В этом конечно хорошо помогают интерактивные методы обучения, очень удобно. У нас кстати. когда был карантин в школе, учитель по скайпу проводила детям мини-конференции, проверял заданные проекты для самостоятельного изучения. У младшего школьников лучше «приживаются» игровые методы обучения, мне тоже нравится этот метод — ребенку интересно, и он хочет обучаться.
Я считаю, что ребенку нужно давать больше свободы творчества в рамках школьной программы. Стоит поддерживать талантливых ребят, которым тесно в рамках школьной программы. Практика внедрения в школу проектов даёт школьнику возможность побыть в роли исследователя и усвоение материала идёт гораздо быстрее. Создание инновационных площадок на базе школы может стать толчком для определения собственных возможностей и профессионального ориентирования. Ученик уже в процессе обучения в старших классах с лжет определиться с будущей специальностью. Главное не оказывать на него чрезмерного давления.