Первое упоминание о государственных закупках в России относится к 17 в. С тех пор постоянно менялась законодательная база, регулирующая подобные торги. Опыт прошлого помог сформировать универсальную систему, которая существует сегодня. Развитие госзакупок невозможно без достаточного финансирования, информационной и технологической поддержки.

Закупочный процесс этапы
Схема закупочного процесса в РФ.

Краткая история развития госзакупок

Развитие госзакупок началось с указа о проведении публичных торгов подписал царь Алексей Михайлович в 1654 г. Касался он организации поставки сухарей и муки в Смоленск.

Тогда на товар была установлена единая цена, не облагаемая государственной пошлиной. В то время торги еще проводились не на конкурсной основе. В формировании заказов государство принимало непосредственное участие, самостоятельно подбирая подрядчиков и регулируя методы закупок.

Регулированием казенных подрядов в 1917 году занималась Канцелярия подрядных дел. Так происходило торговое обеспечение армии, а полученные строительные материалы использовались при сооружении казенных дорог. При этом в военных ведомствах закупками занимались специально назначенные для этих целей лица.

По приказу Петра Первого вывески с подробным описанием текущих аукционов вывешивались на главных воротах города. Все, кто въезжал или выезжал из него, видели эти объявления.

Листовки содержали:

  • информацию об исполнителях госзаказа, заключенных с ними договорах;
  • сведения о предоставляемых поставщикам льготах.

Дела велись только с зарекомендовавшими себя предпринимателями. Купцы, сорвавшие сделку, выплачивали пеню, иногда равную двойной стоимости такого контракта. Также денежный штраф взимался с поручителя неблагонадежного купца. Одновременно благодаря особой политике Сената велась борьба с коррупцией, предотвращалось искусственное завышение цен.

Особые условия для проведения торгов

В 1721 г. был принят Регламент адмиралтейства и верфи, основу которого составили положения из уставов флотилии других стран. Согласно новому постановлению, соблюдались особые условия проведения торгов.

Ответственный обер-комиссар в установленное время и в заранее объявленном месте оглашал стоимость заказа. Поставщики в это время расписывали свои условия сделки. Отсюда пошло выражение «сидение при свечах».

Императрица Елизавета установила жесткий контроль над проведением госзакупок. Товар закупался у производителей, а не у посредников. Действия поставщиков строго контролировались.

В 1775 г. был принят специальный законодательный акт, который впоследствии получил наименование «Учреждение о губерниях». Крупные заказы, заключаемые на срок от 4 лет, контролировались Казенной палатой.

схема госзакупок
Схема осущствеления государственных закупок.

В 19 в., во времена правления Александра Второго, закупки были тщательно организованы. Поставщики могли передавать заявки в канцелярию не лично, а через нарочного.

Проблема заключалась в том, что казенные заводы, принимающие участие в торгах, оказывались в более выгодном положении, чем частные:

  • не облагались налогами;
  • не выплачивали штрафы за просрочку;
  • получали от государства материальное возмещение в случае назначения изначально убыточных цен.

Подобная ситуация возникала с заводами, расположенными на территории Урала.

Судьба госзакупок после революции 1917 года

После революции потребность в публичных торгах пропала, но 2 года спустя был принят декрет «О заготовке продовольственных продуктов», запрещающий заниматься производством и поставкой товаров любым предприятиям, не являющимся государственными.

Изготовлением некоторых видов продукции в период НЭПа занимались только специализированные бюджетные организации. В 1922 г. монополии прекратили свое существование.

В 1925 г. применялся договор контрактации. Производители продукции получали денежные авансы и премии, если тем удавалось повысить урожайность. Позднее хозяйство стало плановым.

Поставка сельхозпродукции осуществлялась не на основе договоров, а в административно-командном порядке. На протяжении всего остального советского периода полномочия по управлению госзаказами принадлежали системе Госснаба. В 1992 г. организация Госснаб перестала существовать.

Развитие госзакупок в Российской Федерации

В 1992 г. в РФ были приняты законы по осуществлению закупок товаров: 826 УП и ФЗ №53. Торги еще проводились на добровольной основе и никак законодательно не регулировались, а данная сфера права нуждалась в дальнейшем усовершенствовании.

Ситуация начала меняться в 1997 г. В это время были составлены правовые документы 97-ФЗ и 305-УП. Но в этих актах мало внимания уделялось созданию заказов на уровне региона.

В период 2006-2014 гг. изменился порядок размещения госзаказов. Так, появились электронные аукционы, отдельно рассчитывались первоначальная и итоговая стоимости контракта. Все заказы, кроме тех, которые представляют государственную тайну, начали публиковаться в открытом доступе.

процедура государственных закупок
Процедура проведения госзакупок в РФ.

Новый вектор развития госзакупок был задан в 2014 г. с принятием ФЗ №44. Этот закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» содержит информацию о применяемых мерах планирования и прогнозирования закупок для нужд государства, инструментах контроля и мониторинга таких торгов, их аудите.

Основные цели нового закона:

  • повышение эффективности подобных закупок;
  • борьба с коррупцией.

Отныне заказчики занимаются планированием закупок, определяют объективную потребность в приобретаем товарах. Эти меры помогают препятствовать необоснованной растрате бюджетных средств.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. В этом году, неоднократно пытался поучаствовать в государственных закупках, несколько раз выставлялся на аукцион и каждый раз убеждался, что все эти якобы тендеры, все это просто иллюзия для простых обывателей, так как в итоге, заказы достаются заранее запланированным фирмам, которые в свою очередь в тихую ищут новых подрядчиков и сливают им заказ за копейки.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here