Правила оформления нормативных актов, необходимых для развития государства, описаны в Федеральном законе 172-ФЗ о стратегическом планировании в Российской Федерации.
Документ служит для обеспечения взаимодействия органов власти разных уровней между собой и с различного рода организациями. Основным назначением нормативного акта является регулирование правовых норм в части отношений участников процесса.
Описание 172-ФЗ
Первая глава включает информацию о предмете закона, основные понятия, определяет правовые нормы планирования. Во второй указаны полномочия участников процесса.
Статья 7, с которой начинается третья глава, наиболее важна для понимания норм документа и отражает ряд принципов:
- Разграничение полномочий участников процесса, позволяющее принимать отдельные решения, ставить цели и задачи.
- Обеспечение единых способов организации и функционирования системы, а также отчетности о проведенной работе.
- Преемственность и непрерывность, обеспечивающие последовательность разработки и принятия документов с учетом предыдущих решений.
- Результативность и эффективность при условии наименьших затрат.
- Прозрачность и открытость, которые обязывают официально публиковать все документы, не содержащие государственную или коммерческую тайну.
- Реалистичность постановки целей.
- Выявление источников ресурсов на этапе планирования.
- Оценка с использованием количественных или качественных критериев.
- Соответствие выбранных показателей утвержденным задачам.
- Выявление приоритетов и целей и их увязывание с государственными программами.
Восьмая и девятая статьи определяют задачи процесса, в основе которого лежит координация управления в различных ветвях власти:
- На федеральном уровне: Президент, Правительство, Совет Федерации, Государственная Дума, Совет Безопасности, Центральный банк, Счетная палата.
- В субъектах: органы исполнительной и законодательной власти, высшее должностное лицо, контрольно-счетный орган.
- Органы местного управления и муниципальные организации.
На какие законы опираются упомянутые участники, можно узнать в десятой статье.
В 11,12 и 13 статьях описаны документы, участвующие в процедуре, их регистрация и общественное обсуждение. Порядок процесса, форму и сроки определяют исходя из полномочий органов власти, участвующих в стратегическом планировании.
Заключительной статьей третьей главы гарантируется создание системы информационного обеспечения. Такой инструмент позволяет обрабатывать данные, регистрировать и вести учет документов, формировать реестр на государственном уровне, контролировать реализацию положений закона и необходимые показатели.
В четвертой главе отражаются наиболее важные документы, участвующие в стратегическом планировании:
- Ежегодное послание Президента России Федеральному Собранию.
- Стратегия социально-экономического развития.
- Стратегия национальной безопасности.
- Стратегия научно-технического развития.
В следующих семи главах описаны акты, которые разрабатываются на всех уровнях:
- Стратегия пространственного развития РФ и социально-экономического развития регионов.
- Прогноз стратегического, научно-технического развития России и субъектов.
- Схема территориального планирования государства.
- Государственная программа вооружения.
- Бюджетный прогноз.
- Различные документы стратегического планирования, принимаемые муниципальными образованиями и необходимые для бюджетного процесса.
Двенадцатая глава отражает задачи мониторинга при стратегическом планировании, а также инструменты для его контроля.
Тринадцатая глава дает информацию о реализации предусмотренных документов на федеральном уровне и на уровне субъектов.
Ответственность, отраженная в следующей главе, наступает при нарушении нормативных актов, включенных в закон, и может носить гражданско-правовой, дисциплинарный и административный характер.
Пятнадцатая глава отменяет действие 115-ФЗ и описывает заключительные положения, касающиеся сроков разработки необходимых документов.
Последние изменения 172-ФЗ о стратегическом планировании
Поправки приняты 31.12.2017 и коснулись статьи 38, отражающей информацию о схемах территориального планирования, которые основываются на:
- разработанных стратегиях субъектов и макрорегионов;
- документах отраслевого назначения.
Обязательным требованием реализации статьи является учет положений Градостроительного кодекса и схем территориального планирования РФ.
Скачать
В целях детального ознакомления с законом рекомендуется скачать последнюю версию с изменениями и дополнениями.
За многими тонкостями в таких стратегиях не угонишься, но вот благодаря подобным статьям начинаешь понимать основу, а это в принципе для многих и является фундаментом устойчивости на ногах.