инновации в начальной школе

Образовательная система просто обязана идти в ногу со временем, поэтому создание современной школы, способной из ученика сделать высокоразвитого и подготовленного к жизни человека, должно быть приоритетной задачей в программах развития образовательного процесса.

Учитель начальных классов должен уметь применять психологические приёмы в практических ситуациях, причем применять их к каждому ученику индивидуально; уметь организовать диалог на уроке и вне класса, быть способным внедрять инновации в школьную деятельность.

Одна из основных задач новой школы – избавиться от авторитарности мышления учителя: необходимо сделать так, чтобы ученик во время урока находился на одном уровне с педагогом, чтобы у ребёнка была возможность здраво оценивать себя и окружающий мир.

Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов

Современная педагогическая среда не обладает постоянством в применении инновационных образовательных методик. Каждый учитель выбирает свой путь преподавания, опираясь на нормативные документы, методическую литературу, практический опыт и полагаясь на знание детской психологии.

Готовность учителя к внедрению новых методик и технологий в учебный процесс является определяющим фактором в современном обучении.

учитель начальных классов

Фундамент инновационного подхода – в обучении через деятельность. Именно она должна стать главной составляющей современного учебного процесса. При таком подходе учитель перестает быть транслятором знаний, единственным источником информации: ученик должен научиться самостоятельно добывать информацию и проверять её достоверность.

Особый интерес представляет применение активных и интерактивных методов обучения в начальной школе.

Первый метод подразумевает активную деятельность каждого ученика на протяжении всего урока. Постепенно углубляясь в процесс изучения нового материала, ребёнок формирует свою точку зрения на полученную информацию и реальный опыт применения знаний.

ведение урока в начальных класах

Второй метод основан на работе в команде, где каждый ученик несёт ответственность за результат. Ребёнок учится достигать позитивных результатов, взаимодействуя с другими людьми. На практике приобретаются навыки общения и работы в команде, а также умение доказательно аргументировать свою точку зрения.

Процесс обучения может включать и следующие активности:

  • Упражнения с творческим подходом;
  • Групповые задания;
  • Игровая форма обучения;
  • Уроки в форме экскурсии;
  • Задания с использованием информационных компьютерных технологий.

Именно сочетание традиционных и инновационных методов деятельности в работе учителя начальных классов побуждает учеников мыслить, анализировать и подходить творчески к решению поставленных педагогом задач, а учителю даёт возможность:

  1. Повышать профессиональный уровень;
  2. Создавать благоприятные условия для развития личности подопечного;
  3. Выбирать самые эффективные методы для решения задач обучения;
  4. Руководить педагогическим процессом и с большей определённостью предсказывать результат.

Регулирование ФГОС

Одной из реформ в системе общего образования было внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

инновационные методы ФГОС

Всё образование в стране от дошкольного до высшего, все учреждения, прошедшие государственную аккредитацию, должны выполнять целый комплекс требований, заложенных в стандартах. Такие меры ФГОС продиктованы необходимостью подготовки выпускников в современном мире.

ФГОС регулирует:

  1. Сроки получения образования на каждой ступени;
  2. Составление обучающих программ;
  3. Разработку учебных предметов и пособий;
  4. Финансирование образования.

Благодаря государственным стандартам обеспечиваются правильная организация учебной деятельности и проведение итоговой и промежуточной аттестации. Также ФГОС обеспечивает преемственность всех образовательных программ и способствует не только образованию человека, но и нравственному воспитанию новых поколений.

Возможные пути развития

Основной принцип современной школы – это раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание качеств думающего человека, способного к жизни в обществе. Учитель, обладая умениями для внедрения инновационных технологий на практике, играет роль режиссёра, мотивируя ребят к принятию решений, при этом корректируя их действия.

инновационные методы образования

Среди актуальных и перспективных методов в процессе обучения можно назвать следующие:

  • Игровой метод. Развивает способности ребенка и учит общаться со сверстниками и учителями. Игра помогает школьнику усвоить и закрепить пройденный урок. Множество комбинаторных игр учат быстрой эффективности при решении задач и развивают аналитические способности;
  • Проблемное обучение. Происходит в форме исследовательской деятельности на уроке – создаётся проблемная ситуация в виде задачи. Задания должны быть доступными по трудности и учитывать познавательные способности детей. Обучающиеся в процессе работы включаются в добывание нового знания, а не просто осваивают информацию.
  • Проект. При работе над проектом учащиеся сами узнают о новых фактах, а не получают их от учителя. Проектная деятельность в совокупности с компьютерными технологиями даёт безграничные возможности для раскрытия потенциала учеников, делает из школьников исследователей и эмоционально заряжает их. Компьютер, интерактивная доска помогают в проектной технологии – не только на уроках, но и во внеурочное время;
  • Метод интегрирования. Способствует развитию способностей каждого ребёнка и успешному применению их в дальнейшей деятельности. Знания, полученные на одном уроке, используются на другом, благодаря чему дети начинают видеть реальные связи между предметами.

Такие программы обучения интересны и учителям, так как они эффективно организуют работу на уроке, вовлекают школьников в учебную, проектную, исследовательскую деятельность и формируют качества личности.

Примеры из практики

Приём синквейн способен дать ученику возможность эффективно анализировать текст и обобщать информацию при помощи прочтения текста и его написания. Пишущий всегда активен и мыслит критически. Методика синквейна позволяет через пять строк определить отношение к рассматриваемой проблеме. В течение одного урока ученики создают тексты и оценивают их.

технологии в методике образования для младших класов

Во время таких уроков надо чётко формулировать пошаговые задания и продумывать темы для учащихся. Школьники отлично справляются с заданием, работая с вольной тематикой – свободная тема позволяет сравнивать, избегать штампов и высказываться наиболее полно и содержательно.

Алгоритм написания синквейнов

  1. Тема в первой строчке называется одним словом (существительное).
  2. Описание темы в двух словах происходит во второй строчке (прилагательные).
  3. Три слова третьей строчки – для описания действия в формате темы (глаголы, деепричастия).
  4. Отношение автора к теме показывает четвёртая строчка, состоящая из четырёх слов.
  5. В пятой строчке применяется синоним или метафора, которая передаёт суть темы.

Автор, следуя строгим правилам синквейна, использует не только строго определённое количество слов, но и определенные части речи.

В основе приёма «Кластер» – выделение смысловых доминант текста и оформление их в определённом порядке в виде грозди. Рисуется космическая планетарная модель: солнце, планеты и их спутники. Звезда в центре – это тема, окружённая планетами – крупными смысловыми единицами, которые, в свою очередь, окружены спутниками.

Этот метод применяют до ознакомления с текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Во время изучения текста вносятся корректировки в грозди.

12 КОММЕНТАРИИ

  1. Цели, о которых сказано в статье, актуальные, хотя достичь их будет очень нелегко. Например, проверка достоверности информации — это одна из основных проблем современного образования. Учащиеся, как правило, не могут, а часто и не умеют проверять источники знаний из Интернета.
    А метод синквейнов меня просто поразил, при таком подходе ребенок будет активно учиться находить самые главные элементы текста и учиться делать выводы. Это то, что нужно для формирования аналитических способностей ребенка. А простота создания синквейнов гарантия, что дошкольник не заскучает и не отвлечется.

  2. Безусловно, применение инноваций в обучении учеников начальных классов требует сейчас сама жизнь, критически необходимо, чтобы из каждого ученика формировалась творческая и думающая, всесторонне развитая личность. Моим любимым методом на уроках является игровой метод, когда ученики не просто усваивают материал, а разбившись на три команды, оценивают действия другой команды, разбирают их ошибки и учатся друг у друга. Дети с удовольствием включаются в игру, у них начинают гореть глаза и интерес к получению новых знаний нужно только поддерживать, излагая им новый материал. Очень хорошо работает также метод интегрирования, когда задачи по математике согласовываются с занятиями по природоведению, на примерах природных явлений в нашей области.

  3. Может это в столице или крупных городах, а мы на периферии будет долго ждать. А хотелось бы побыстрее))

  4. Хотелось бы, когда эти технологи начнут внедрять в наше образование! Меня впечатлили приемы!

  5. А мне кажется очень удачным метод проекта — это здорово, когда дети сами могут находить, анализировать и фильтровать информацию и факты. Дети учатся сами отбирать нужное для своей исследовательской деятельности, структурировать данные, делать информацию для товарищей полезной и учиться грамотно ее излагать, так как в методе проекта важна еще и подача.

  6. Хотелось бы и мне увидеть внедрение этого процесса использования высоких технологий в начальную школу. Очень оригинальная схема обучения построению алгоритмов, мне самой нравится)

  7. Качество преподавания, прежде всего, зависит от самого учителя, а не от инноваций. Это хорошо, когда инновации положительно влияют на ход занятий в начальных классах, но всё в руках учителя и детей, которых он обучает, ведь без этого не будет никакого прогресса даже при инновациях.
    Считаю, что нанимать нужно учителей, которые хотят не заработать денег, а обучить детей чему-то хорошему и полезному, попутно получая за это деньги.

  8. Интересные идеи, особенно мне понравилась игра с построением алгоритмов на примере построения предложения. Я тоже считаю, что нужно внедрять новые прогрессивные методы обучения.

  9. Задумка, как всегда, очень хорошая. Только, чтобы все эти начинания заработали, надо убрать из обязанностей Учителя написания отчетов, на которые они тратят очень много сил и время, чтобы они занимались только своими прямыми обязанностями — УЧИЛИ.

  10. Вот бы классного руководителя моего моего младшего сына заставить внедрять такие методы обучения в жизнь. А то она у нас настолько консервативна, что мы наверное скоро пером писать начнем)))

  11. Вот эта тема про сиквейны, очень понравилась. В нашей школе такое навряд ли в ближайшее время внедрят, а дома с сыном попробую.

  12. Ответственность за результат — это как мне кажется не для начальной школы, но в остальном идеи мне понравились.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here