Инновационная политика предприятия на примере 3 российских компаний

Инновационная политика предприятия на примере 3 российских компаний

Инновационная политика предприятия на примере 3 российских компаний
0
10 043

В условиях быстро изменяющейся экономической ситуации и огромной конкуренции между производителями товаров компании должны предлагать новые идеи, чтобы сохранять интерес покупателей к их продукции. Инновационная активность предпринимателей важна для развития экономики страны. Предприятия несут на себе риски по внедрению инноваций, но прибыль покрывает все расходы, если нововведение востребовано потребителями. Для того, чтобы не упустить ни одной рентабельной идеи и обеспечить оптимальные условия для её реализации, создается инновационная политика предприятия.

Сущность инновационной политики предприятия

Инновационная политика предприятия – видение руководством предприятия потребности в инновациях, описание целей и принципов их внедрения, план извлечения прибыли из новых продуктов и технологий. В ней реализуется инновационная стратегия компании, являющаяся частью общей стратегии развития.

политика инноваций предприятия

Она определяет:

  • Будет фирма ориентироваться на агрессивное или оборонительное развитие (планируется ли введение новинок в товарный ассортимент для захвата новых сегментов рынка, или компания хочет удержать текущее положение, направляя ресурсы на усовершенствование продукции);
  • Каковы цели и задачи инновационной политики;
  • В чём будет выражена работа с инновационными проектами на предприятии;
  • Какие мероприятия будут реализованы в рамках утверждения политики;
  • Какие департаменты и сотрудники будут заниматься выполнением проектов.

Политика в отношении инноваций бывает внешней, или рыночной (определяющей поведение компании на рынке сбыта, отношение к товару, конкурентам и клиентам) и внутренней, ресурсной (разрабатывающей корпоративную политику в отношении инноваций).

Действия политики направлены на развитие компании и на увеличение конкурентных преимуществ на рынке.

Важно понимать, что инновация – это нововведение, приносящее прибыль. Продукт может иметь множество технических усовершенствований, но при этом не представлять интереса для рынка и не приносить дохода компании.

Оценить увеличившуюся конкурентоспособность продукции можно по:

  • Степени удовлетворённости покупателей;
  • Значительному спросу на продукт;
  • Снизившимся затратам на производство, позволяющим удерживать приемлемую для покупателя цену;
  • Выросшему циклу жизни товара;
  • Улучшению качества продукции.

Процесс реализации инновационной политики предприятия

внедрение инновационных технологий

Чтобы разработать инновационную стратегию развития, требуется провести экономический и маркетинговый анализ предприятия. Перед внедрением нововведений руководство должно представлять место компании на рынке сбыта, текущее состояние экономики, конкурентов, финансовое положение предприятия, ожидания покупателей. Прибыль вырастет в случае, если у компании будут достаточные финансовые резервы, производственно-технические ресурсы, научная база, заинтересованные в развитии сотрудники.

Во время реализации новых проектов компании берут на себя риски по созданию новых производств, несут расходы по финансированию исследований, обучению персонала изменившимся бизнес-процессам. В краткосрочном периоде внедрение инноваций ухудшает экономические показатели за счет трат на изыскания и перестройку рабочих процедур.

Но корпорации с инновационной стратегией более интересны для инвесторов, достигают больших объёмов продаж в своем сегменте по сравнению с консервативными предприятиями, и являются лидерами в своей отрасли.

Цели инновационной политики предприятия

Целью инновационной политики организации является увеличение прибыли компании за счёт успешной реализации нового продукта, роста эффективности производства и повышения конкурентоспособности товара. Для её достижения предприятие должно обеспечить условия появления новых технологий, создать эффективную рабочую среду, задействовать в работе последние достижения науки и техники.

Цели инновационной политики

Выделяют также более конкретную цель – создание перспективного проекта и его воплощение в жизнь (от замысла до представления товара на рынке сбыта).

Задачи инновационной политики предприятия
Инновационная политика фирмы предполагает выполнение следующих задач:

  1. Анализ текущего экономического, научно-технического, человеческого потенциала компании.
  2. Мониторинг перспективных новинок на рынке, контроль за появлением новшеств у партнёров и конкурентов.
  3. Выбор рентабельных проектов, выделение приоритетных направлений. Предприятия могут изобретать новые решения самостоятельно (характерно для крупных корпораций, имеющих научно-технические отделы) или, для экономии ресурсов, покупать необходимые технологии или лицензии.
  4. Организация процессов по внедрению новшеств, координация работы специалистов, задействованных в реализации проектов (ИТР, аналитиков, маркетологов, производство, продажи).
  5. Наращивание объёмов производства и сбыта, увеличение жизненного цикла продукции (особенно эксплуатации готового изделия).
  6. Повышение конкурентных преимуществ продукции.
  7. Разработка мероприятий для внедрения нововведений.
  8. Прогнозирование желаемых результатов внедрения инновации (увеличение прибыли предприятия, повышение эффективности, увеличение клиентской базы, захват большего сегмента рынка, улучшение финансового состояния компании).

Этапы формирования инновационной политики

формирование инновационной политики

Для реализации проекта по внедрению нового решения управленческое звено фирмы в первую очередь выявляет потребность: рынку может быть нужен принципиально новый продукт, качественное изменение старого или новая технология производства. Затем разрабатывается механизм воплощения идеи в жизнь. Цикл, который проходит инновационная политика организации, включает в себя исследования (фундаментальные, прикладные, маркетинговые), подготовку, проектирование, запуск в производство, оценку прибыльности и внесение корректировок в первоначальный замысел при необходимости.

Формирование инновационной политики включает в себя следующие этапы:

  1. Выявление целей и задач создания политики.
  2. Исследование внешних и внутренних условий работы организации.
  3. Определение концепции развития предприятия.
  4. Оценка потенциала фирмы (научного, производственного, финансового, человеческого).
  5. Сбор идей и рационализаторских предложений.
  6. Планирование результатов.

Самые результативные инновационные политики предприятий в России

Современные российские компании известны нежеланием вкладываться в науку и развитие технологий. Россия отстает от развитых стран в создании инновационного продукта. Причины в незаинтересованности предпринимателей, слабом инвестировании в НИОКР, сокращении исследовательских групп, утечке мозгов за рубеж, рискованности вложений в инновации. Возможно, в будущем ситуация изменится – государство поставило себе целью создание инновационной экономики и отход от сырьевой экономической модели.

В рейтинге стран мира по уровню расходов на НИОКР из 1400 компаний представлено всего 3 российских – Газпром, АвтоВАЗ и Лукойл.

ПАО «Газпром»

Газпром входит в число лидеров российской и мировой экономики, в том числе благодаря грамотной инновационной политике. Из-за конкуренции с ведущими поставщиками газа, для повышения конкурентоспособности на международном рынке корпорации приходится искать нестандартные решения.

Инновационная политика Газпром

ПАО «Газпром» изучает разработки конкурирующих организаций. Уделяется внимание и собственным научным исследованиям: в состав организации входит Научно-технический совет, который включает в себя 7 членов-корреспондентов и 14 академиков РАН. Новые технологии ориентированы на рост рентабельности бизнеса и решение производственно-технических проблем. Действует перечень текущих промышленно-технических проблем для решения на 2011-2020 гг. Новые проекты включаются в программу на основе конкурсного отбора. Подавать проекты в департамент стратегического развития могут сотрудники Газпрома, исследовательские институты, студенты и преподаватели учебных заведений. Ежегодно корпорация проводит конкурс в области науки и техники. Победители получают памятные подарки и денежные вознаграждения.

ПАО «АвтоВАЗ»

Инновационная политика автоваз

Разработана программа инновационного развития и на АвтоВАЗе. Цель внедрения новшеств – сохранение доли рынка и захват новых сегментов. Завод делает ставку на обновление модельного ряда и модернизацию производственных мощностей. Для перехода на новые стандарты организовано обучение сотрудников, ответственных за внедрение инноваций, дополнительно нанято более 500 инженеров. За 2016-2017 годы выросли бюджетные затраты на НИОКР. Реализуются проекты по воплощению в жизнь перспективных идей – на заводе развиваются информационные технологии, производственные линии обновляются для уменьшения энергозатрат.

ПАО «Лукойл»

Инновации Лукойл

Новые технологии и новаторские решения – основа конкурентного преимущества и ПАО «Лукойл». Политика компании направлена на повышение энергоэффективности труда и грамотного использования производственных мощностей. В Лукойле разрабатываются новые методы добычи нефти, проектируется и вводится в эксплуатацию высокотехнологичное оборудование. В компании создан Портал инновационного сотрудничества, где крупные и малые предприятия, исследовательские институты и обычные люди вносят рационализаторские предложения по увеличению производительности труда. Рассматриваются идеи с чётким планом внедрения, готовые к немедленному применению.

Если компания хочет сохранить и увеличить рост в долгосрочной перспективе, руководство должно разработать инновационную политику предприятия. Лидерами рынков сбыта становятся компании, которые уделяют много внимания и ресурсов поиску новых решений и технологий.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector