Современная выставочная деятельность становится важной формой рекламы, специализированным бизнесом и инструментом государственной политики.
Понятие выставочной деятельности и для чего она нужна
Под выставочной деятельностью понимается взаимодействие на ограниченной площади в течение какого-либо периода времени участников, каждый из которых выполняет свою работу.
К участникам относятся:
- организаторы выставки;
- предприятия, представляющие товары и услуги;
- посетители;
- СМИ.
Цели выставочной деятельности:
- знакомство с передовыми достижениями компании или сферы;
- изучение рынка;
- реклама изделий;
- контакт с покупателями и потребителями;
- прогноз спроса на продукцию.
Положение отрасли в экономическом сегменте страны сегодня
Выставочная деятельность в условиях глобализации и обострения конкуренции на внутреннем и международном рынках способствует стимулированию развития национальной экономики за счет:
- мониторинга состояния отрасли;
- влияния на формирование промышленной политики;
- привлечения инвестиций и развития предприятий;
- оптимизации каналов сбыта;
- поддержки отечественных производителей;
- развития деловых связей.
Для расширения внешнеэкономического сотрудничества государство создает центры поддержки и содействия в проведении экспонирования для субъектов малого и среднего бизнеса.
Формы проведения выставочных мероприятий
В РФ выставки отождествляются с ярмарками, для которых характерны:
- показ и продажа товаров;
- демонстрация доступного для покупателя ассортимента;
- наличие развлечений для посетителей (лотереи, викторины, кафе и др.).
Масштаб предложений и круг посетителей обоих видов демонстрации отличается (например, потребители более информированы о товаре на выставках), но с каждым годом различия между ними стираются.
Оба мероприятия могут проводиться в следующих формах:
- Передвижные.
С применением автофургонов, салонов самолетов и крупных судов, заходящих в портовые города нескольких стран. - Постоянные.
Чаще организовываются при дипломатических представительствах страны за границей. - Торговые недели.
Устраиваются в торговых центрах больших городов.
Особенности конгрессной деятельности
Конгрессные мероприятия — это часть деловой программы выставки, организованная от имени государственного органа или некоммерческих отраслевых организаций.
Цель такого мероприятия:
- создание коммуникационной среды;
- обсуждение новых идей и технологий;
- поиск практических путей решения прикладных проблем.
К конгрессной деятельности относятся:
- конгрессы;
- форумы;
- симпозиумы;
- семинары;
- конференции;
- круглые столы;
- совещания;
- деловые завтраки;
- поощрительные поездки.
На таких мероприятиях не создаются условия для непосредственного сбыта продукции, они могут сопровождаться минимальными экспозициями.
Место музеев в выставочной деятельности страны
При анализе музейной выставки прослеживается курс на эмоциональное вовлечение посетителя в художественное пространство. Кроме юбилейных, монографических и тематических экспозиций, характерных для советского периода, музеи завлекают посетителей зрелищными мероприятиями.
Современная выставочная деятельность музеев влияет на их имидж и повышает конкурентную способность на рынке культурно-информационных услуг, решая такие задачи, как:
- организация культурного досуга;
- формирование и сохранение исторической памяти социума;
- актуализация современного искусства и художественного наследия прошлого;
- знакомство с новыми художниками;
- пополнение коллекций любителей искусства.
Выручка федеральных музеев растет и уже превысила доход театров (для сравнения, в 2015 г. она составляла 7,5 млрд.руб, в 2017 г. 10,5 млрд.руб.).
В странах Европы музеи десятки лет участвуют в деятельности предприятий, помогая продвижению их продукции и услуг. В РФ такая практика пока не распространена.
Значение выставочно-ярмарочной деятельности
В РФ демонстрация достижений превратилась в сегмент рынка, который:
- повышает деловую активность региона;
- обеспечивает мобильность рынка;
- пополняет бюджет;
- поддерживает промышленность.
Важны экспозиции, тематика которых связана с приоритетными в стране отраслями. Это способствует развитию науки и торговли.
Виды и различия выставочно-ярмарочных мероприятий
Классификация экспозиций включает несколько групп.
По направлению работы:
- торговые;
- ознакомительные;
- коммуникационные.
По частоте проведения:
- сезонные;
- ежегодные;
- периодические (например, демонстрация инвестиционных товаров проводится 1 раз в 2-5 лет).
По широте тематики:
- универсальные;
- многоотраслевые;
- отраслевые;
- специализированные.
По видам представляемых товаров:
- продукция производственного назначения;
- потребительские товары;
- услуги.
По составу участников, месту проведения и экономическому значению:
- региональные;
- межрегиональные;
- национальные;
- с международным участием;
- международные;
- всемирные.
Как развивается сфера выставочной деятельности в мире
По развитию индустрии лидируют:
- США;
- Китай;
- Германия.
В США для демонстрации достижений используются выставочно-конгрессные центры, отели, площадки с размещенными специализированными трейлерами.
В Китае с каждым годом проводится на 20% больше экспозиций.
В новые современные комплексы входят:
- демонстрационные центры;
- музеи;
- торговые и игровые центры;
- гостиницы.
Так, Кантонский салон располагает 1,17 млн.м² выставочной площади и 60 тыс. стендов, принимает только бизнесменов из-за рубежа (до 200 тыс.человек). Сервисное обслуживание включает отправку образцов товара, планирование доставки, страховку и др.
Растет число экспозиций, проводимых немецкими специалистами за рубежом.
В развитых странах индустрия тесно связана с передовыми отраслями промышленности, поддерживается правительством, имеет собственную инфраструктуру.
Специфика проведения выставочных мероприятий в российских регионах
За последние 3-4 года количество показов выросло. Экспонентам выгодно принимать в них участие, т.к. в регионах это сделать проще, чем на главных площадках страны. Появляются новые тематики, из которых самой распространенной считается импортозамещение.
Специфика организации выставок состоит в следующем:
- Недостаточно специально оборудованных площадок, под выставки приспосабливают дома культуры и спорта, склады.
- Единичные выставочные центры в городах не имеют конкурентов и не тратят средства на свое развитие.
- Хотя количество экспонатов передвижных музейных экспозиций растет с каждым годом в среднем на 20%, недостаточное финансирование и труднодоступность поселений ограничивает возможность показа оригиналов.
Нерешенные проблемы на данном этапе существования выставочной деятельности
Осложняют развитие индустрии следующие факторы:
- деятельность корректируется актами общего характера и нормативно-правовыми (всего больше 200), но единого правового акта, регулирующего основные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности, нет;
- конгрессная деятельность членов РСВЯ остается отрицательной (хотя оборот от показов растет);
- нехватка современных выставочных центров и высокая арендная плата за место экспозиции.
К нерешенным проблемам относятся также обеспечение поддержки правительства и подготовка квалифицированных кадров, в т.ч. фандрейзеров (продюсеров) и менеджеров (координаторов), которые способны создавать и воплощать идеи для любого пространства и финансирования.
Сейчас очень развивается выставочная деятельность во многих отраслях промышленности и просто бизнес-проектах. Когда я работала на заводе по производству металлического профиля, такие конференции проходили довольно часто, причем не только в России, но и за ее пределами. Это колоссальный опыт, возможность обменяться информацией со специалистами по данному направлению и ознакомиться с нововведениями. Также на таких выставках мы находили много новых заказчиков, которые становились в итоге нашими постоянными клиентами на длительный период времени и рекомендовали другим. То есть — это своего рода площадка для продвижения и рекламы своей компании.
Очень печально, что данные выставки в большинстве случаев проводя только для крупных коммерческих и государственных корпораций, а вот про малый бизнес в данном плане все забывают.
Выставочная деятельность всегда положительно сказывается на росте продаж, поэтому не надо отказываться от данного метода, ведь он является ключевым в продвижении почти любого товара.