Стратегические инновации, это назревшая необходимость изменений. Старые правила конкурентной борьбы, требующие от бизнеса изматывающей погони за победой, утрачивают актуальность. Не встать в один ряд с толпой, принимать рискованные решения и развивать интеллектуальную компетентность сотрудников – это составляющие нового стратегического мышления.
Все участники рыночных отношений могут и должны получать прибыль, если научатся взаимодействовать друг с другом по открытым и нешаблонным принципам. В полной мере они реализованы в стратегической концепции инноваций в процессе производства и распространения продукции. В основу нововведений заложены идеи узкой специализации, горизонтального сотрудничества и переосмысление правил игры в конкретной отрасли.
Определение
- Победить, не вступая в сражение, сформулировать новые критерии успешности и рисковать ради достижения результатов – такой подход предлагают стратегические инновации. Они представляют собой упреждающие нововведения, дающие компании преимущества перед остальными. Бизнес находит определённую, специализированную нишу для долгосрочного развития. При этом сохраняется гибкость подхода и быстрая изменчивость под влиянием рыночных условий. Стратегические нововведения не просто вносят улучшения или оптимизируют процессы, бесконечно выпуская новинки или добавляя сервисы.
- Инновационная концепция перестраивает механизм функционирования компании, меняя порядок слагаемых, убирая лишнее и добавляя необходимое. Разновекторные перемены обеспечивают бизнесу большую эффективность и увеличивают прибыль.
Стратегическая концепция инноваций выходит за рамки существующей системы, в которой весь рынок ориентируется на удовлетворение клиента. Все его потребности давно изучены, а производителям остаётся только идти на поводу у спроса. Инновации по-другому перестраивают систему: теперь бизнес должен определять, что, как и для кого он производит. Новая стратегия сужает технологический процесс и ограничивает по объёму целевую аудиторию. Глобализация устраняет барьеры для доступа к ней. Компания при введении стратегических инноваций должна чётко соответствовать основным ценностям потребителей и предлагать им нечто большее, чем просто продукт, услугу или процесс.
Последовательность выработки концепции стратегических инноваций:
- Осознание потребности изменить правила рыночной игры и найти новые возможности для освоения ресурсов, применения нетрадиционных подходов.
- Выработка стратегии с новыми правилами для всех участвующих сторон, чтобы создать долгосрочную систему конкурентных отношений и взаимодействия с клиентами.
- Сами нововведения, как инструменты реализации стратегического плана, осуществляют задуманное на практике благодаря упорядоченному и устойчивому процессу.
Инновации становятся стратегическими, когда затрагивают не только процессы внутри компании, но и меняют существующие модели поведения в отрасли между всеми участниками.
Смежные виды инноваций
Последствия воздействия на рынок в конкретном сегменте и на экономическую ситуацию в целом – отличительный критерий любых нововведений. Они имеют многочисленные разновидности, среди которых выделяют основные:
- Прорывные или модифицирующие (прогрессивность);
- Создающие новые потребности или обеспечивающие имеющиеся (характер удовлетворения);
- Мировые, национальные, отраслевые, связанные с конкретным производством или подразделением (масштабность);
- Производственные, управленческие, потребительские, рыночные (сфера применения);
- Абсолютная (безаналоговая) или относительная (частичная и условная) степень изменений;
- Успешные/неуспешные и завершённые/незавершённые (результативность).
Примеры стратегических инноваций в России
В российском сегменте рынка бизнес ориентирован на краткосрочную перспективу, а отсутствие культуры инноваций – это данность, как на государственном уровне, так и в самих компаниях. Малый и средний бизнес легче воспринимает нововведения и активно использует их, например, мобильный интернет, финансовые операции с криптовалютами и принтеры 3D-печати.
Отечественные предприниматели, готовые идти на риски внедрения стратегических инноваций, часто лишены необходимого финансирования. Приходится привлекать зарубежных инвесторов, которые предпочитают вкладывать деньги в привычные услуги, размещённые на онлайн-платформах.
Среди примеров успешного стратегического подхода к нововведениям в России наиболее известны сервис бронирования гостиниц Oktogo, площадка со скидками Biglion, магазины Ozon, Lamoda, доска объявлений Avito. Развитие военно-промышленного комплекса остаётся приоритетным направлением для инноваций в рамках государственной долгосрочной политики. В сфере нанотехнологий ресурсные затраты пока превышают прибыль. Хотя концерн «Наноиндустрия» создаёт успешные разработки, а отечественная компания Nanotechnology News Network, кроме аналитики, занимается и прикладными технологиями.
Недостатки и преимущества стратегических инноваций на примере зарубежных стран
В экономически развитых государствах основные площадки для системных нововведений предоставляют:
- Авиакомпании-лоукостеры.
- Банковские услуги в онлайн-режиме.
- Компании с прямым страхованием.
- Новостные ресурсы в интернете.
Европейские лоукостеры EasyJet и Ryanair не стали предлагать клиентам полный набор услуг. Они отказались от питания, самолёты вылетали только из бюджетных аэропортов, а билеты бронировались через интернет. В итоге эти малобюджетные компании значительно увеличили обороты, заняв существенное место на рынке авиаперевозок.
Кофейни Starbucks сделали ставку на употребление натурального кофе, как символ принадлежности к особому образу жизни. Идея сработала, а после объединения с другими компаниями сеть стала мировым брендом.
Западные корпорации, вроде Nike, Amazon и Dell, кардинально меняют правила рыночной игры в своём сегменте. Они фокусируются на нематериальных потребностях клиентов и предлагают им стать частью бренда, особой культуры. Компании переводят общение и обслуживание в онлайн, становясь ближе к пользователям в режиме реального времени каждый день.
Преимущества стратегических инноваций:
- Креативный подход в сочетании с традиционными методами.
- Качественное изучение целевой аудитории.
- Индивидуализация услуг и товаров.
- Географическая глобализация с выходом на мировой рынок.
- Высокая производительность благодаря узкой специализации в конкретной сфере.
- Постоянное повышение квалификации всех сотрудников.
- Непрерывная интенсификация производства.
Недостатки стратегического подхода к инновациям:
- Нет полного охвата рынка.
- Большой срок окупаемости и минимальные гарантии получения отдачи.
- Незаинтересованность инвесторов из-за высоких рисков и нестандартных подходов.
- Компании с раскрученными брендами диктуют выгодные им условия сотрудничества.
- Отраслевая специализация часто мешает осваивать новые рынки сбыта.
Стратегические инновации открывают для производителей и клиентов пути, по которым никто до них не ходил. Они бросают вызов сотрудникам, конкурентам и потребителям, побуждая всех расширять рамки традиционных рыночных отношений.