Есть несколько определений для термина «промышленный стартап». Стартапом в области промышленности называют компанию, которая динамично развивается и производит принципиально новый продукт, базируясь на современных технологиях.
Другое определение звучит так: поисковые структуры, которые позволяют найти наиболее масштабируемую и воспроизводимую модель в отрасли промышленности (например, в сырьевой отрасли). Производимый продукт должен решать конкретную проблему в промышленном секторе и упрощать работу предприятий.
Особенности стартапа в промышленности
Чтобы стартап в отрасли промышленности успешно вышел на рынок нужно, чтобы были выполнены ключевые факторы. Главным из них является размер рынка, на который планируется выйти.
Если проект нацелен на российский или европейский сегмент рынка, которые соизмеримы между собой, то вероятность успешности стартапа в промышленности мала, в силу небольшой заинтересованности.
Примером являются какие-либо модернизации для автомата Калашникова или военных истребителей Су. Подобный проект не представляет большого интереса для развитых стран, однако довольно популярен в странах Африки и прочих странах третьего мира. Тем не менее, его распространение на весь мир маловероятно.
Если же планируется выход с промышленным стартапом на какой-либо другой рынок, то нужно исходить из ситуации на глобальном рынке и масштабируемости проекта. Делом в том, что для успешности стартапа по всему миру нужны специалисты, которых в России дефицит (в сравнении, например, с США и Германией). Поэтому главной особенностью российских стартапов в промышленности является сложность их распространения на внешние рынки.
Ещё одной особенностью стартапов в промышленности является то, что срок их окупаемости может быть весьма размытым. Поэтому для него нужны «длинные» деньги. Для вывода объекта промышленности на рабочую мощность требуется как минимум 5-6 лет. Примерно такое время нужно затратить на постройку, оснастку и получение необходимых лицензий. Для окупаемости и прибыльности проекта нужно ещё несколько лет.
Резюмируя, можно сказать, что в промышленности стартап начнет приносить выгоду где-то спустя 10 лет. А если график будет выполняться с отклонениями от плана (а такое бывает чаще всего) то сроки окупаемости могут продлиться ещё на пару лет.
Перспективы промышленных стартапов
Чтобы оценить перспективы стартапов в промышленности, их необходимо сравнить со стартапами другой отрасли. К примеру, объём инвестиций по IT-стартапам на первых стадиях в среднем равен 500 000 USD. Для проектов в области промышленности потребуется уже около 1 500 000 – 2 000 000 USD. Кроме того, первые продажи в IT-секторе могут пойти уже через полгода, а в промышленности срок «раскачки» обычно составляет несколько лет.
Ещё одним преимуществом IT является то, что в специалисты в этой сфере взаимозаменяемы и можно с легкостью ротировать команды при необходимости. В промышленности с этим сложнее, так как для них нужны узконаправленные специалисты, и заменить их будет проблематично.
Если говорить о плюсах стартапов в индустриальной отрасли, то, прежде всего, отметим высокую ликвидность при форс-мажорах. Как правило, промышленные проекты предлагают уникальные продукты, которые не имеют конкурентов. В IT-сфере, напротив, очень высокий уровень конкуренции и реализовать тот или иной проект априори сложно. Говоря о доходах, можно сказать, что ситуация здесь примерно ровная, с той разницей, что индустриальная отрасль более капиталоемкая и обладает более объемным оборотом.
Однако, несмотря на все плюсы, инвесторы не очень охотно принимают участие в индустриальных проектах. Это происходит из-за того, что отсутствует практика построения бизнеса и привлечения в него инвестиций.
Молодые индивидуальные предприниматели не уделяют должного внимания повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Именно на это и обращают внимание потенциальные инвесторы. Поэтому российские высокотехнологичные проекты в промышленности не достаточно востребованы на рынке. Причиной этому является то, что ещё сохраняется старый подход к подготовке специалистов и, в целом, к работе, что мешает индустриальному скачку.
20 мировых промышленных стартапов
В качестве примера успешных проектов приведём 20 нашумевших мировых стартапов:
- Специальные микробные покрытия для семян от компании IndigoAgriculture. Делают семена более устойчивыми к внешним воздействиям.
- Мобильное приложение для фиксации количества нитратов в почве. Разработчик – команда организации Solum. Этот проект должен повысить эффективность аграрной промышленности.
- Турбины ветряного типа Aerogreen. Российская разработка, хорошо зарекомендовавшая себя на мировом рынке. Применяется в странах, которые развивают технологии для энергетики и ведут к автоматизации получения энергии. Прорыв этой разработки в индустриальной сфере заключается в низких затратах на производство таких турбин по сравнению с теми, что использовались ранее.
- Технология EcoCat. Разработчик – институт Борескова. Позволяет снизить стоимость обогрева производственных помещений в 4 раза.
- Интерцепторы компании NERPATrimSystems, позволяющие сократить расход топлива двигателями моторных лодок, катеров и т.д.
- ЗD принтеры для печати домов от итальянской компании WASP. Проект развивает степень индустриальной автоматизации в строительстве.
- Технология для вывода рельефа любого предмета на дисплей от компании Hap2U.
- Система контроля производственных процессов Instrumental. Использует машинное обучение и даёт работнику возможность видеть, что происходит на рабочем месте с расстояния.
- Стартап от компании APPNEXUS, которая занимается продвижением интернет-ресурсов, используя машинное обучение.
- Автоматизированный процесс котировочных запросов от компании APTTUS. Пользуется большой популярностью у трейдеров.
- Приложение, которое рассчитывает заработную плату и управляет кадрами от компании GUSTO.
- 3D-принтер от производителя CARBON, который способен выполнять печать высококачественных деталей механизмов.
- Система-облако для коллективной проектной работы от компании ASANA.
- Маркетплейс компании HIRED для найма специалистов.
- Приложение DATAXU которое помогает размещать рекламные посты в онлайн-режиме с автоматизированным байнингом, и инструментами для его анализа и оптимизирования.
- Организация JANA предоставляет интернет-доступ на бесплатной основе за счет финансируемого контента.
- Маркетинговая система для социальных сетей от SPEEDFAST.
- Технология промышленного охлаждения на твердотельных полупроводниках от компании PHONONIC.
- Прибор, фиксирующий утечку газа от компании Distran.
- Промышленные солнечные электростанции от компании, специализирующейся на возобновляемых источниках энергии — PWRStation.
У меня замечание, может кому не понравится… Хлюпики-белоручки создают стартапы в IT в большинстве своем ничтожные по своей сути вместо того чтобы заниматься реальной модернизацией промышленности…