Государственная инновационная политика – система взаимосвязанных институтов, разработанных в стране для ведения новаторской деятельности.

Инновационная политика государства призвана стимулировать рост ВВП путём создания уникальных продуктов и внедрения технологий, обеспечивающих лучшее качество с наименьшими затратами.

Инновационная политика государства

Инновационная система решает такие проблемы, как:

  • создание атмосферы, благоприятной для ведения новаторской деятельности;
  • развитие господдержки, повышение результативности ресурсов, выделяемых на инновации;
  • поддержка выпуска продукции на международной торговой площадке и роста экспортного потенциала.

Качество политики, направленной на развитие новаторства, зависит от ряда факторов:

  1. Система налогообложения.
    Воплощение масштабных проектов требует денежных вложений. Часть этих средств государство получает путём изъятия доходов предприятий в виде налогов.
    Если инновации базируются на частных инвестициях, то налоговые взыскания должны быть минимальными для расширения возможностей частников в выпуске научно-технических товаров.
  2. Функционирование рынка.
    Ситуация, сложившаяся на рынке капиталов в стране, может по-разному влиять на развитие новаторской инициативы. Основными способами стимулирования инноваций в стране являются долгосрочные кредиты под низкие проценты, а также механизм использования ценных бумаг.
  3. Юридические аспекты.
    Государству необходимо разработать законодательную базу, регулирующую выдачу лицензий и патентов, поскольку без них невозможно существование научно-технического рынка. Закон регулирует рыночную передачу результатов интеллектуального труда.
  4. Кооперация бизнеса и науки.
    Стимулирование прогресса обеспечивается преобладанием научно-исследовательских центров и опытных организаций. Они наилучшим образом обеспечивают взаимодействие между наукой и промышленностью.
    Когда научная организация сама реализует продукцию, цена для потребителя ниже при высоком уровне новизны товара. Это объясняется тем, что реализуется продукт, рыночные перспективы которого ещё плохо изучили.
  5. Конкурентоспособность.
    Способность товара к конкуренции с аналогами определяет ориентацию рынка.
  6. Уровень экономического развития в стране-производителе.
    Снижение объёмов производства приводит к падению спроса на нововведения. Снижающиеся доходы государства вызывают уменьшение вложений в новаторскую деятельность. В свою очередь, снижение расходов на научный сектор приводит к падению оборота научной продукции.

Быстроменяющиеся внешние условия приводят к тому, что использовать один тип инновационной политики очень сложно. Чаще всего в инновационной системе прослеживаются черты нескольких из вышеприведённых видов.

Типы инновационной политики

  1. Политика технологического толчка.
    При выборе политики технологического толчка правительство определяет направления развития. Под них подбирают подходящие методы стимулирования. Разрабатываются госпрограммы, изыскиваются средства финансирования. Этот тип применим для долгосрочных проектов, реализация которых невозможна без значительных капиталовложений. Понятно, что реализовать их способны только крупные предприятия.
  2. Политика рыночной ориентации.
    Распределять ресурсы и выбирать приоритеты исследований при такой политике будут, базируясь на рыночных механизмах.
    Вмешательство государства сведено к минимуму. Это снижает прямое влияние органов госуправления, которые ограничивают инициативу и подавляют перспективную трансформацию рынка. Этот тип применим для краткосрочных и недорогих проектов, выполняемых отдельными фирмами.
  3. Политика социальной ориентации.
    В основе заложено социальное регулирование достижений прогресса. Все решения при таком виде инновационной политики принимают, базируясь на мнении общественности.
  4. Политика изменения экономической структуры.
    Предусматривает влияние инновационных технологий на решение социально-экономических проблем, на смену отраслевой структуры, на взаимодействие субъектов хозяйствования, уровень жизни и т. д. Такое влияние требует изменения механизмов управления развитием науки и техники.

Инновационная политика России

Несмотря на очевидный потенциал страны, роль России на мировом уровне в развитии инноваций оставляет желать лучшего. Длительная реабилитация страны после распада Советского Союза привела к отставанию в технологиях, нанесла удар по образованию.

Дальнейшее бездействие обернётся полной потерей конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции. Одна из приоритетных задач новейшей экономики России – проведение эффективной инновационной политики.
Этим вопросом Правительство страны озадачено не первый год. Результатом кропотливой работы сегодня в политике инноваций РФ выделяют стратегическую и тактическую стороны.

Стратегия Российской Федерации в области инноваций на ближайшие годы:

  • внесение новейших технологических достижений в госструктуры и бюджетные организации;
  • модернизация кадровой политики на примере зарубежного опыта;
  • применение стимулирующих мер для развития бизнеса инноваций;
  • признание места России в мировых разработках, создание кластеров инноваций.

Для реализации столь амбициозных планов определили конкретные тактические шаги:

  • вовлечение частных капиталов и госфинансирование проектно-конструкторских разработок;
  • обеспечение необходимыми материалами, оборудованием и информацией;
  • подготовка кадров высокого уровня (внедрение профориентации в школах, открытие кружков и секций по роботизации и программированию и т. д.);
  • создание условий, адаптированных под законодательство страны, для развития новаторства.

При выполнении программы «Инновационная Россия 2020» планируется задействовать как можно больше субъектов за счёт их регионального технологического развития.

При построении программы Правительство РФ опиралось на такие стратегии разработки инновационной политики, как

  • стратегия «переноса» – заключается в импорте достижений передовых стран в области технологий с дальнейшим усовершенствованием и созданием собственного комплекса;
  • стратегия «заимствования» – производство продукции, ранее изготовленной в других странах, с последующим созданием и развитием своей производственной базы;
  • стратегия «наращивания» – использование собственного потенциала с привлечением зарубежных специалистов и комплексов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here