МСФО и РСБУ: сравнение российского и международного стандарта отчетности, в чем преимущества МСФО

МСФО и РСБУ: сравнение российского и международного стандарта отчетности, в чем преимущества МСФО

МСФО и РСБУ: сравнение российского и международного стандарта отчетности, в чем преимущества МСФО
0
27 июля 2019

Для систематизации сведений о финансовом состоянии предприятий используют установленные законодательством нормы и правила. За границей и в России предусмотрены свои системы формирования отчетности в организации. МСФО и РПБУ имеют сходства и отличия, о которых необходимо знать, чтобы не возникло проблем с контролирующими службами.

Ключевые отличия подходов к составлению отчетности по МСФО и РСБУ.

РСБУ и МСФО: сходства и различия

Сильное отличие документации о финансах и бухучете в России и за рубежом состоит в формировании отчетов. Несмотря на работу Министерства финансов по их сближению, разница сохраняется.

Это происходит из-за разных целей:

  • для МСФО — предоставление управленческих и бухгалтерских сведений для инвесторов и кредиторов;
  • для РСБУ — осуществление надзорными учреждениями контроля за составлением и учетом документов.

Для формирования отчетов используют разные методы и подходы.

Различия систем состоят в следующем:

  • определении прибыли в процентах;
  • консолидации отчетности;
  • принципах отчетов о движении денег;
  • рамках отчетного периода;
  • снижении цены долгосрочных активов;
  • валюте и временной стоимости денежных средств;
  • соответствии прибыли и убытков;
  • многокомпонентных соглашениях и их содержании;
  • преобладании над первичной документацией мнения главбуха в МСФО;
  • налоговой базе;
  • преимуществе экономической составляющей над юридической формой в иностранной системе.
Несоответствия

Несоответствия РСБУ с МСФО.

Между учетными системами обнаружились сходства из-за их сближения. Ведение бухучета и формирование документов основано на единых базовых принципах.

Среди них непрерывная деятельность, составление отчетности по методу начисления и последовательное предоставление сведений. Схожи и элементы бухотчетов международных и российских стандартов.

Отчет включает следующие документы:

  • сведений о финансовом положении компании, представленная в виде бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибыли и убытках, а также прочих расходах;
  • документа об изменениях в капитале;
  • документации о движении денежных средств.

В РСБУ и МСФО денежные потоки представляют в отчетности, разделяя инвестиционную, операционную и финансовую деятельность. В некоторых случаях в российской системе стали использовать временную стоимость денег.

Кроме этого, в России стали применять новый инструмент, позаимствованный из иностранных стандартов. Это дисконтирование, представляющее собой определение стоимости денежного движения с помощью приведения стоимости выплат к выбранному промежутку времени.

Дисконтирование применяют для составления отчетов по предоставленным займам, оценочным обязательствам и долговым ценным бумагам. Проверку обесценения нематериальных активов в РСБУ проводят по правилам, предусмотренным международной системой.

Это лишь малые сходства между стандартами. В связи со сближением 2 систем в будущем может быть больше сходств, чем сейчас.

Методические отличия

Методические отличия РСБУ от МСФО.

Сравнение международных и российских стандартов

Для сравнения систем необходимо узнать их определение. Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) представляют собой положения, нормы и правила формирования отчетов, применяемые всеми российскими организациями.

Стандарты должны учитывать все компании, некоммерческие и бюджетные учреждения. Для последних Минфином разработаны отдельные технологии и инструкции по ведению бухгалтерской документации.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой концептуальные правила подготовки и составления отчетных документов, применяемых международными компаниями.

Организации, которые используют инвестиции и капиталы, имеют филиалы за рубежом или инвестирует в иностранный бизнес, должны следовать международной системе. МСФО подчиняются предприятия, реализующие акции на иностранных рынках и биржах ценных бумаг.

РСБУ и МСФО

Характеристики РСБУ и МСФО.

Эти правила распространяются на иностранные компании, акции которых реализуются на биржах Москвы. Министерство финансов одобрило использование международных стандартов для составления бухотчетности в России, но контролирующие органы, к которым относят ФНС и «Росстат», документацию, признанную МСФО, не примут.

Иностранные компании-партнеры также не станут знакомиться с отчетом, предусмотренным российским законодательством.

Стандарты опираются на базы — своды принципов. Одним из них является принцип начисления, когда операцию фиксируют во время ее совершения, а не в момент оплаты. Вторым считается принцип продолжающейся деятельности. В этом случае отчеты формируют на основе предпосылок ликвидации компании или снижения эффективности ее работы.

Отличия между стандартами обозначены в таблице.

Основные факторы учета РСБУ МСФО
Валюта Составление финансовой документации и учет ведут в рублях. Операции, которые совершают в международной валюте, пересчитываются по установленным правилам. Стандартами допускается формирование отчетов в функциональной валюте, представляющей собой денежную единицу, которой проводят важные расчеты и выражают прибыль.
Цели Отчетность формируют для предоставления контролирующим учреждениям. Финансовые отчет составляют для анализа текущего состояния компании и решений, принимаемых органом управления.
Определение налоговой базы Каждое обязательство по налогам регламентируется законодательством. В большинстве случаев налоговая база представляет собой разницу между полученной прибылью и произведенными расходами. Налоговую базу определяет руководитель организации. Показатель зависит от метода погашения цены активов учреждения.
Оформление Все хозяйственные операции компании показывают в документах соответствующим образом, не опираясь на экономическую значимость. Сначала показывают действия, сильно влияющие на финансовый результат с экономической стороны. Мнение главного бухгалтера в этой ситуации определяет последовательность действий.
Консолидированные отчеты Бюджетная сфера широко использует консолидацию отчетности. Учреждения составляют индивидуальный баланс и направляют его вышестоящему руководителю для интеграции. Формирование отчета происходит отдельно по подразделениям и руководителям. Предоставление отчетной информации по ряду взаимосвязанных субъектов (например, отчетность по предприятию, куда входят сведения по филиалам, головному офису и другим подразделениям).
Доходы и расходы организации, их соответствие Принцип закреплен законодательством, но его часто нарушают или не исполняют вовсе. В международной системе это правило соблюдается без каких-либо исключений.
Отчетный период Состоит из одного календарного года, начиная с 1 января и заканчивая 31 декабря включительно. Молодые предприятия, существующие менее 12 месяцев, могут составлять отчеты с 31 декабря. Для отчетов по международной системе временной промежуток может быть любым из-за отсутствия связи с календарным годом.

Преимущества МСФО перед РСБУ в рыночных условиях

Сходств между системами мало, а отличительных особенностей много. Отчетность о финансах в России является формальным процессом, который основан на большом количестве правил и инструкций.

Эти нормы не позволяют бухгалтеру быть гибким, оценивая текущее состояние организации. Документы об итоговом финансовом положении и движении денег готовят, минимально сопоставляя друг с другом.

Баланс, характеризующий движение денежных средств, отражается отдельно от них. Этот документ формируют в первую очередь, т. к. бухгалтерия мало изменилась в сравнении с прошлой системой, базирующейся на плановой экономике, государственной монополии.

В МСФО все важные отчетные формы составляют поэтапно, тщательно проверяя все значения. Они взаимосвязаны между собой.

К этим документам относят:

  • баланс;
  • отчетность о движении денежных средств;
  • финансовый результат.

Сначала бухгалтер формирует документы об итоговых показателях, отражая в них прибыль и расходы от каждого вида деятельности учреждения. После этого приступают к составлению отчета о движении финансов.

Документ необходим для распределения выручки на все неденежные статьи. Для составления баланса необходимы 2 этих отчета. С помощью данного способа получают полную и достоверную информацию о финансовом состоянии учреждения.

Эти сведения важны для инвесторов и кредиторов, с которыми организация намерена продолжать сотрудничество.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector