«Политическая зима» в международных отношениях крайне негативно отражается на экономике. В столь непростой ситуации многие инвесторы и стратеги, особенно на территории России, приняли выжидательную позицию. Поэтому продать стартап – сложная задача. Время актуальности новой идеи на рынке ограничено, и если стартап не успеет занять прочную позицию и громко заявить о себе, то в скором времени начнут появляться компании-«клоны» – со всеми негативными последствиями: показатели экономического роста молодой компании предсказуемо приостанавливаются с появлением на рынке похожих продуктов.
Существует мнение, что оптимальным решением проблемы является продажа фирмы в тот период, пока ее акции держатся на высоком уровне.
В бизнесе главное быстро получить прибыль!
«Зачем десятилетиями ждать дивиденды, если проще продать идею, реализованную в стартапе и заняться созданием нового проекта?». Примерно так формулируется современная модель быстрого получения капитала от продажи стартапа.
Возникает закономерный вопрос: как продать стартап? Необходимо понимать, что любое решение в мире бизнеса – это риск. Однако можно руководствоваться опытом успешных предпринимателей, чтобы этот риск минимизировать и избежать нелепых ошибок.
Продавать или не продавать
В некоторых ситуациях стартап умирает потому, что бюджет исчерпан, а прибыли нет. Тогда-то разработчикам и приходится быстро продавать стартап, чтобы спастись от банкротства.
Пример такой ситуации – история с YouTube, который был продан за 1,66 млрд долларов. Можно вспомнить и стартап Huffington Post, проданный за 300 млн долларов. Впрочем, на сегодняшний момент он остается перспективным.
Прежде, чем решить вопрос о том, продавать или не продавать, стоит ознакомиться с участью перспективных стартапов, которые были проданы коммерческим гигантам.
Корпорация Yahoo активно и охотно инвестирует денежные средства в перспективные проекты. Yahoo купил, например, Delicious, MyBlogLog, Flickr, Broadcast.com. Однако стартапы, приобретенные Yahoo, медленно умирают. К примеру, сервис Broadcast.com был перспективной разработкой с годовым бюджетом в 5,69 млрд долларов, а сейчас доход проекта сократился в 57 раз.
Взвесим все за и против: продавать или не продавать?
Да, продавать, если:
- Основатели запустили проект с исключительной целью продать его;
- Инвестор предложил сумму, позволяющую запустить еще несколько проектов;
- Полученные инвестиции позволят ускорить рост бизнес-идеи;
- Близко банкротство;
- Вы разочаровались в проекте;
- Вам надоело трудиться и вы хотите осуществить мечту о dolce far niente (сладком безделье) на вырученные от продажи деньги.
Нет, НЕ продавать, если:
- Основателям не безразлична судьба проекта;
- Инвесторы предлагают небольшую сумму за стартап;
- Компания, покупающая стартап, оставляет продавца в проекте, но отстраняет от руководства;
- Существует уверенность, что стартап не умрет и станет полноценно развиваться;
- Сохряняется внутренняя мотивация.
Примерно такие аргументы «за» и «против» стоит сопоставить создателю стартапа, когда он задастся вопросом: продавать ли свое детище.
Продать команду и технологию
Компании, разрабатывающие технологические проекты, имеют шанс привлечь внимание крупных стратегов, в том числе и отечественных инвесторов. Это позволит получить высокопрофессиональную команду (реже – новую технологию) и далее продвигать свою новаторскую идею. Цена не превысит нескольких миллионов долларов. Яркий пример: Yandex купил платформу «Метабар», созданную как дополнительный браузер-советник.
Фонд Runa Capital вложил в перспективный проект несколько миллионов долларов, но потом рынок начал видоизменяться, разработчикам платформы пришлось вносить спешные изменения. Результат оказался плачевным: платформа не смогла «выбиться» на мировой рынок и занималась в основном обслуживанием трафика «Яндекс.Маркет».
Кому продавать стартап
Если продажа проекта кажется вам разумной идеей, нужно найти / выбрать покупателя.
Перечислим несколько потенциальных покупателей:
- Инвестор, вкладывавший в идею денежные средства (он может заинтересоваться покупкой всей молодой фирмы);
- Компании-гиганты;
- Государственные компании;
- Частные фонды;
- Компании-конкуренты.
Владелец стартапа выбирает, какой из вариантов наиболее реален и привлекателен в его случае.
Найти покупателя с кешем
Следующая непростая задача – отыскать покупателя с кешем. Недавние события в мире заставляют потенциальных покупателей вести выжидательную политику, которая не предусматривает риска.
С одной стороны, в сложившейся ситуации можно купить прибыльный стартап значительно дешевле, но, с другой, существует опасность «попасть на деньги».
На данный момент личное доверие – главный фактор покупки стартапа.
Где же найти покупателя, который сможет заплатить за стартап именно наличными деньгами?
Точного и определенного ответа на этот вопрос просто нет. Можно, скажем, идти по улице и разговориться с человеком, который впоследствии заинтересуется покупкой стартапа. Однако очевидно, что такой случай – это что-то из области фантастики, а единственно верной формулы поиска покупателя не существует.
Зато можно назвать места, где стоит целенаправленно искать покупателя с кешем:
- Благотворительные вечера (как правило, подобные мероприятия посещают состоятельные бизнесмены);
- Конференции и выставки;
- Бизнес-форумы;
- Большие компании и организации (куда стоит непосредственно обращаться с деловым предложением);
Что ещё можно предпринять для поиска покупателя:
- Использовать платформы в мировой сети для рекламы своей идеи (AngelList, Spark, StartTrack, Rusbase Pipeline);
- Принимать участие в международных программах, конкурсах, искать возможные гранты;
- Принимать участие в интенсивных программах обучения;
- Заводить большое количество знакомств и уже через знакомых искать потенциального покупателя с кешем.
Коммуникабельность владельца идеи является одним из главных факторов, которые позволят быстро отыскать подходящего покупателя стартапа.
Продаться за рубеж
Некоторые разработчики стараются продать свой молодой бизнес заграничной компании – аналогичной фирме, которая уже сумела привлечь инвесторов на развитие. Такой метод ведения бизнеса довольно распространен и даже получил название – acquihire. К сожалению, экономическая нестабильность не позволяет полностью реализовать такую стратегию. Хотя, к примеру, инвесторы из Израиля проще относятся к экономическим и политическим рискам и конфликтам.
На данный момент на территории Белоруссии и Украины полноценных сделок по поглощению одного стартапа другим или слиянию стартапов еще не было, но иностранные инвесторы достаточно заинтересованы подобным развитием событий. Аналогичная ситуация наблюдается и на территории Российской Федерации.
Пробиться в госкорпорацию
Государственная корпорация – неплохой вариант, чтобы продать стартап, но нужно учитывать особенности этой сферы. Российские фирмы-гиганты, контролируемые государством, неповоротливы и инертны. Проблема в том, что госхолдинги не могут перешагнуть через барьер и больше полагаются на отечественные НИИ, чем на свежие идеи новаторов и самостоятельных разработчиков. Несмотря на то что рынок инноваций на ¾ состоит из стартапов, а затраты на запуск проекта составляют всего 13 % от общего бюджета компании, госструктуры недоверчиво относятся к таким проектам.
Государственные компании будут максимально занижать стоимость самой перспективной идеи. Будьте готовы к жестким переговорам.
Если все-таки появилась возможность осуществить идею через компанию, которая принадлежит государству, необходимо приготовиться к изматывающему бюрократическому марафону, походу во множество инстанций и огромному количеству различных встреч и переговоров.
Главные правила при продаже стартапа
Успешность продажи молодого проекта зависит от ряда факторов, поэтому для создания правильных условий продажи стартапа лучше руководствоваться следующими правилами.
- Высокая цена продажи зависит от информированности потенциальных покупателей. Эксперты рекомендуют создать информационное поле о своем намерении примерно за год до продажи бизнеса. Это позволит значительно повысить цену компании.
- Оповестите как можно больше потенциальных инвесторов. Только 1/3 заинтересуется возможностью купить стартап. Только половина инвесторов после переговоров предложит купить компанию. Выберите одного, предложившего наибольшую сумму.
- Готовьтесь к каждой встрече с возможным покупателем. Будет не лишним придумать каждому инвестору 10 идей, как развить приобретенную фирму.
- Продумайте простую математическую формулу, которая позволит из частных критериев оценить стоимость компании.
- Интересуйтесь дальнейшей участью фирмы и судьбой сотрудников у потенциального покупателя. Покупатель обратит внимание на то, что продавец переживает про судьбу компании.
- Время после переговоров наиболее опасное. Не стоит рассказывать знакомым о предстоящей сделке. Ведь до момента заключения нотариального договора стартап все еще принадлежит разработчику, а устные договоренности могут быть изменены.
- Внимательно прочитайте договор. Лучше проконсультироваться с профессиональным юристом, который сможет не только отыскать логические нестыковки, но и правильно оформит все бумаги, чтобы исключить возможность признания договора недействительным.
- Делитесь с покупателем идеями насчет развития продаваемого старапа. Демонстрируйте озабоченность в дальнейшем его развитии.
- Не расслабляйтесь после переговоров. Не оставляйте без присмотра фирму, следите за экономическими показателями.
Список рекомендаций создан практиками, поэтому важно с ним ознакомиться, чтобы избежать ошибок. Бывает, что одно неправильное решение перечеркивает будущую деловую карьеру, поэтому не стоит спешить продавать идею: постарайтесь подойти к этому процессу рационально.
Любой стартап и вообще любой бизнес заслуживает продажи, если предлагают правильную цену. Тем более, продажа не всегда означает потерю контроля над бизнесом.
В РФ с продажами отечественных стартапов туго. Примеры, на мой взгляд, единичны. Если вообще есть. Другой вопрос, что зарубежные инвесторы в самом деле не против вложения средств в перспективные идеи, при том не имеет значения, откуда эти идеи берут начало, если они работают, перспективны и покупка их выгодна.