Государство заинтересовано в развитии технологий и науки, оно может влиять на этот процесс, используя фискальную систему и механизмы регулирования налогового бремени. С другой стороны, необходимо повышать спрос на инновационные технологии, заинтересованность в модернизации и создании новых технологий.
![Налоговое стимулирование налоговое стимулирование инноваций](https://viafuture.ru/wp-content/uploads/2019/06/unnamed-file-4.jpg)
Налоговое стимулирование инноваций помогает в развитии технологий и науки.
Налоговое стимулирование инноваций на примере зарубежных стран показывает, что наиболее продуктивно использование сочетания нескольких механизмов и форм такого регулирования.
Общие принципы, методы и формы налогового стимулирования
Налоговая система должна регулироваться таким образом, чтобы не создавать препятствий для внедрения инноваций в производственные процессы. Таким образом, результаты научных исследований смогут приносить прибыль не только разработчикам, но и тем, кто использует эти результаты, увеличивая производительность труда.
По опыту применения в России и за рубежом эффективным считают механизм уточнения налогообложения сделок, совершаемых с использованием интеллектуальной собственности.
Рационально амнистирование, а не снижение НДС и таможенных сборов в части экспорта высокотехнологичных товаров. В Российской Федерации пристальное внимание инновациям начали уделять в 2014 г., когда из-за санкций разработали и поэтапно приняли комплекс мер налогового стимулирования развития промышленности и науки страны.
Законодательство о налогах и сборах было соответствующим образом изменено для поддержки инноваций, поощрения научных исследований и увеличения числа опытно-конструкторских разработок.
При изменении фискальной системы учитываются следующие основополагающие принципы:
- законность;
- ориентация на налогоплательщиков по категориям;
- учет того, какие проблемы потребуют решения в будущем;
- соразмерность;
- мотивация;
- интегрируемость.
![Методы Метод](https://viafuture.ru/wp-content/uploads/2019/06/unnamed-file-5.jpg)
Методы налогового регулирования инноваций.
Формы налогового стимулирования в области поддержки инноваций должны соответствовать ряду требований:
- необходимость соблюдения национальной безопасности;
- учет конкурентоспособности отечественной фискальной системы;
- обеспечение налоговых доходов бюджета и баланс бюджетов разного уровня;
- сохранение социальной стабильности и предсказуемости;
- обязательность воспроизводства налоговой базы;
- устойчивость общественного устройства с точки зрения важных социальных характеристик.
По видам стимулирование исследований и внедрения новых технологий подразделяется на:
- перенос сроков уплаты налогов;
- предоставление рассрочки;
- налоговое инвестиционное кредитование.
В России используется ряд способов налогового стимулирования. Льготы и схемы поощрения закреплены в законе о налогах.
![Деятельность Инновация](https://viafuture.ru/wp-content/uploads/2019/06/1.jpg)
Инновационная деятельность.
Опыт развития в зарубежных странах
Каждая страна реализует собственный набор решений по налоговому стимулированию инновационной деятельности. Первые результаты смягчения политики взимания платежей в бюджет страны получили в США в 50-х гг. прошлого века.
Вторая волна фискальных льгот прошла в промышленно развитых странах в 80-е гг. Во время мирового кризиса 2008 г. многие страны снова обратились к этому методу стимулирования развития экономики и промышленности.
Показателен пример Японии, которая в этом отношении занимает лидирующие позиции в мире. Там активно используется ускоренная амортизация в отношении научно-исследовательского оборудования и оснащения.
Разработан ряд скидок на платежи в государственный бюджет, учитывающих расходы на инновационные разработки и затраты, понесенные в связи с научными исследованиями. При покупке зарубежных технологий также действуют льготы и рассрочки.
![Основные меры Основной](https://viafuture.ru/wp-content/uploads/2019/06/unnamed-file-8.jpg)
Основные меры налогового стимулирования за рубежом.
В Швеции используют два основных механизма налогового поощрения инновационной деятельности. Скидку до 20% на разницу в затратах на научные и исследовательские работы получают те, кто в текущем году вложил больше, чем в прошлом. 10% от того, что потрачено на исследования, освобождается от налогообложения.
Льготы распространяются на крупный, средний и малый бизнес, но наиболее активно используются мелкими предприятиями и стартапами.
В США из налогообложения исключается ряд затрат, связанных с инновационной деятельностью. Это закупка оборудования, документации и технологий, проведение испытаний и сборка опытных образцов. Подобные методы используются в промышленно развитых странах Европы, в Америки и Австралии.
Одновременно с вычетами выделяются субсидии и гранты на разработки, разовые и регулярные скидки и льготы при создании рабочих мест и выплате зарплаты научно-исследовательскому составу лабораторий, научным сотрудникам.
![Налоговое стимулирование Налоговое](https://viafuture.ru/wp-content/uploads/2019/06/unnamed-file-9.jpg)
Налоговое стимулирование в связи с проведением НИОКР.
Основные направления налоговой политики РФ в сфере инноваций
В Российской Федерации используется несколько форм налоговой стимуляции инноваций и научных разработок, внедрения новых технологий и оборудования на действующем производстве.
Прежде всего это освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), а также использовании результатов этой работы. Учет расходов на инновационные работы и исследования происходит при расчете НДС.
Как и в большинстве развитых стран, в России приняты повышающие коэффициенты, ускоряющие амортизацию основных средств при ведении научно-технической деятельности.
Амортизация может начисляться нелинейным способом, что снижает размер платежей в ФНС и позволяет развивающемуся предприятию достигнуть стабильности.
![Основные направления Направить](https://viafuture.ru/wp-content/uploads/2019/06/1-1.jpg)
Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности.
Средства целевого финансирования, направленные на НИОКР, освобождены от налогов на прибыль (статья 149 НК). Ввоз нового оборудования, не имеющего аналогов в России, происходит без уплаты таможенных пошлин и НДС (статья 149 НК).
Возможно предоставление налогового кредита в рамках инвестирования в научные разработки. Внесение платежей в ФНС происходит по графику, выбранному плательщиком, и разрешает перенаправить средства на развитие предприятия. Принятие к вычету затрат на НИОКР происходит в сокращенные сроки — в течение одного года.
Расходы на исследования, которые не принесли результата согласно планам, могут списываться, уменьшая налоговую массу (статья 262 НК). К расходам относят также траты на повышение квалификации и подготовку персонала. Действуют льготы на взносы организаций на научно-исследовательскую деятельность.
Оценка эффективности
Действенность государственных методов стимуляции инноваций доказана обширным международным опытом. В результате ожидаются стабильный экономический рост и повышение конкурентоспособности разработанных в России технологий.
Развитие фискальных стимулов движется в сторону увеличения гибкости и комбинирования механизмов, различающихся по форме и срокам действия, при достижении поставленных правительством целей.
Однако в действующем законодательстве есть несовершенства, которые уменьшают заинтересованность налогоплательщиков в использовании доступных форм снижения налоговой нагрузки. В результате возникают завышенные трансакционные издержки, обусловленные тем, что право на пользование льготами надо доказывать.
![Анализ практиеи Анализ](https://viafuture.ru/wp-content/uploads/2019/06/unnamed-file-11.jpg)
Анализ практики применения льгот для стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности.
В первую очередь оказываются востребованы механизмы, связанные с учетом грантов и целевого финансирования, освобождение от НДС при получении патентов и ведении исследовательских работ. Часто используется ускоренная амортизация основных средств.
Наиболее активно налоговое стимулирование инноваций действует для предприятий, относящихся к государственному сектору. Это добывающая и перерабатывающая промышленность, научно-исследовательские предприятия, оборонные и приборостроительные производства.
К ним относятся учреждения образования и здравоохранения, культуры и охраны природы.
Мировая практика показывает, что более продуктивна ориентация на малый бизнес и молодые компании. Стартапы возникают на основе новых идей, требуют оригинальной подачи и стремятся опередить конкурентов, утвердившихся на ранке раньше.
Это дает мощные стимулы для развития. От 1 до 3 лет новый бизнес не приносит прибыли и выходит на самоокупаемость. В это время важно снизить налоговое бремя и дать возможность для роста, что и происходит благодаря продуманной политике налогового стимулирования.