Урок литературы

Современное общество становится все более требовательным к человеку. Оно требует индивидуальности, лидерских качеств, творческих и аналитических способностей и умения непрерывно обучаться. Стоит ли говорить, что именно в школе закладываются и взращиваются эти навыки. Для удовлетворения потребностей современного мира система образования обязательно должна меняться и совершенствоваться. Уроки в школе не имеют права быть формальными.

Урок в младших классах

Инновационные технологии проникли во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образовательный процесс. Чтобы идти в ногу со временем, педагогам следует в полной мере владеть технологическими новшествами. Разберемся, как применяются инновационные технологии на уроках русского языка и литературы и почему они делают занятия интереснее и продуктивнее.

Инновационный урок – это не просто новый формат преподавания материала в рамках одного занятия. Инновационный урок требует комплексного подхода. Он начинается с подготовки материала и планирования занятия учителем, а заканчивается выполнением творческой домашней работы учеником.

Сам урок – лишь связующая часть, позволяющая в наиболее эффективном формате передать знания по каналу «учитель — ученик». Эффективность здесь подразумевает передачу максимального количества полезной информации за единицу времени при минимальной потере (забывании) полученного на уроке материала. Возможные направления инновационных технологий на школьных уроках сполна реализуют эту задачу.

10 инновационных технологий, внедренных в работу школ

Учебники

Понятие «технология» подразумевает осуществление какого-либо процесса с использованием определённых методов и инструментов в некоторой последовательности, которое приводит к конкретному результату. Инновационными можно назвать те методики в теории и практике преподавания, которые были введены или вводятся в последние два десятилетия. Перечислим 10 примеров инновационных технологий на уроках литературы.

Работа с текстом, направленная на развитие критического мышления

Работа с текстом

Навык ставить под сомнение поступающую информацию и анализировать источники способен перевернуть привычное представление о порядке вещей. Человек, умеющий мыслить критично, ищет ответы на вопросы, которые у других могли не появится в принципе, открывая новые пути решения задач. Здесь важно выработать привычку задавать вопросы, и в этом поможет такой инновационный прием, как чтение с остановками. Преподаватель заранее готовит текст и выбирает места, в которых нужно сделать паузы и ответить на вопросы.Например, о том, какие мотивы движут персонажами или как тот или иной поступок характеризует героя; такие вопросы заставляют вникать в прочитанное и высказывать предположения, основанные на собственном впечатлении от произведения.

Комплексный анализ текста

анализ текста

Приём обучает ученика работать с объектом комплексно, то есть рассматривать все его возможные характеристики и давать по ним свою оценку. При работе с текстом это анализ содержания и формы. Анализ содержания включает работу с сюжетом, героями, ситуацией, задействует формирование причинно-следственных связей. Работа с формой, или с самим текстом, призвана обратить внимание на слог автора, литературные приёмы, метафоры и красоту художественного текста.

Мозговой штурм, или кластер

Мозговой штурм

Этот инновационный метод позволяет графически отобразить мыслительные процессы прямо на уроке. Методика проста: в центре листа, доски записывается основное слово, а вокруг него пишутся слова-ассоциации. Цепочка продолжается до 3-4 порядка от «центра». Необходимо составить как можно больше связей между всеми элементами. При этом нельзя бояться высказывать любые идеи и давать волю воображению. Образовавшийся кластер является наглядным мыслительным полем вокруг одной идеи или персонажа, дающим большие возможности для анализа темы.

Групповая дискуссия

Групповая дискуссия

Этот метод инновационного урока особенно важно задействовать в обучении. По статистическим данным, в среднем на уроке ученик в лучшем случае разговаривает на протяжении трёх минут. Именно урок литературы как никакой другой дает возможность научиться говорить. Этот навык, формирующий основу деловых отношений, крайне важен для взрослого человека. Школьникам овладеть им помогут групповые дискуссии, обучающие речевым штампам, высказыванию и обработке возражений, аргументированию.

Использование мультимедиа

Урок с планшетом

Задействование компьютера, проектора и аудиосистем – это самый очевидный способ сделать урок современным. Перечисленные системы многократно расширяют спектр возможных форматов преподнесения материала на уроке. Несколько вариантов того, как использовать мультимедиа на уроках литературы:

  • Сопровождение слов учителя иллюстрациями;
  • Выведение важных фраз на экран для записи без необходимости диктовать их и повторять по несколько раз;
  • Демонстрация отрывков из фильмов, в том числе экранизаций изучаемых литературных произведений;
  • Проведение тестирований, опросов с использованием изображений и аудио- или видеофрагментов;
  • Демонстрация презентаций учащимися, защита собственных проектов.

Творческие домашние работы

Творческая домашняя работа

Традиционно домашнее задание заключается в поиске и запоминании информации. Оба компонента можно перевести на новый уровень, вызвав необходимость в творческой деятельности. Например, не просто найти ответ на вопрос и записать или запомнить его, а провести анализ, составить таблицу, выделить компоненты объекта (положительные и отрицательные черты литературного героя), предположить альтернативные варианты развития событий (что было бы, если бы произошло так, а не иначе?). Такую ординарную работу, как поиск и запоминание информации, всегда должна сопровождать интересная цель.

Игровой формат урока

Игры на уроке

Каждый педагог хочет, чтобы ученики приходили в класс с удовольствием. Все дети любят играть, и это естественное желание с успехом применяется на инновационных уроках. Пример игры на уроке литературы – «Литературный волейбол». Ученики делятся на три группы (если парты разделены на три ряда, то делятся по рядам). Средний ряд – это «сетка», а правый и левый – команды. Игроки «перекидываются» заранее подготовленными дома вопросами. За каждый ответ – очко на счёт. Задача «сетки» – перехватить вопрос отвечающей команды, подав сигнал о готовности к ответу раньше неё. Чтобы ученики были в равных условиях, во время урока ряды нужно дважды поменять местами.

Разнообразие форматов проведения урока

Ответы на уроке

Каждый урок не может быть игрой. Но все остальные уроки тоже не должны быть похожи друг на друга. Именно смена и разнообразие форм занятий и является одним из элементов инновационного обучения. Среди распространённых форматов на уроках литературы – семинар, конференция, лекция, групповой практикум, театр.

Смена ролей

ребенок в роли учителя

Учитель назначает одного или нескольких учеников, которые подготавливают и проводят урок на заданную тему. Эффект усилится, если провести урок нужно чужому классу. Ученик намного более ответственно подойдёт к проработке материала. Ценность данного приёма в том, что он заставляет ученика проникнуть в «закулисье» педагогической деятельности и осознать, что каждый урок для учителя – это не 45 минут работы, а несколько часов подготовки.

Ведение и защита проекта

Защита реферата

Понятие «проект» уже прочно укоренилось в нашем обществе. Суть этой инновации – в создании ситуации успеха. Проект для школьника – это проблемная тема, над которой он работает, ставит задачи, цели, и в результате представляет итоги своей работы. На такую работу отводится не меньше месяца. Данный подход позволяет проявить индивидуальность и самостоятельность в более крупном масштабе, чем выполнение единоразового домашнего задания.

В качестве резюме уместно напомнить, что интерес – основной стимул в обучении. Заинтересовывать учеников нужно не только возможностью развить их интеллектуальные, творческие и лингвистические способности, но и самой процедурой обучения. Именно инновационные технологии являются тем инструментом, который направлен и на достижение цели, и на создание увлекательного познавательного процесса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here