Технологии в воспитании представляют собой алгоритм совместных действий воспитателя и воспитуемого, гарантирующий достижение запланированного результата. В силу особенностей воспитательный процесс невозможно жестко запрограммировать, поэтому алгоритм определяет только этапы, контрольные точки, набор средств и методов решения задач.
Инновационные технологии воспитания направлены на решение современных задач, используют новые, более эффективные методы и формы работы. Методики ориентированы на создание условий, обеспечивающих баланс между потребностями индивидуальными и социальными, на использование механизмов саморазвития, на формирование готовности детей реализовать свои возможности в окружающем социуме.
Цели педагогических инноваций
Цель инновационных педагогических технологий — подготовить ребенка к жизни в современном постоянно меняющемся мире. Они направлены на развитие творческих способностей, инновационного мышления и культуры, максимальное раскрытие потенциала личности, формирование навыков взаимодействия с другими людьми, умения работать в команде. Для решения поставленных задач используют последние достижения психолого-педагогической теории и практики.
Новые педагогические технологии в системе образования
Инновационные воспитательные технологии многообразны по решаемым задачам и используемым средствам, сферам применения и ведущим концепциям. Охарактеризуем некоторые из них подробнее.
Проектная работа
Проектные методики прежде всего ориентированы на развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творческих способностей. Групповые проекты также помогают развитию навыков взаимодействия, работы в команде.
Работа с проектами предполагает достижение педагогических целей через решение учащимися поставленной перед ними проблемы, которое завершается осязаемым практическим результатом, оформленным в виде некоторого конечного продукта. В роли такого конечного продукта выступает презентация, модель, изделие, театрализация, выставка, концерт и т.д. По содержанию деятельности учащихся проекты делят на творческие, исследовательские, информационные, фантастические, социально-ориентированные и др.
Подготовка и реализация проекта может вестись как индивидуально, так и в группе. В зависимости от роли учителя, участия в инновационной деятельности воспитателя, проекты бывают самостоятельными (педагог руководит, помогает, направляет) и совместными (педагог активно участвует в совместном поиске решения проблемы). Временные рамки проектов варьируются от нескольких дней до года.
Игровые технологии
Игровые технологии предполагают решение воспитательных задач через игровое взаимодействие. Игры классифицируют по количеству участников, области деятельности, игровой методике и среде, решаемым задачам.
Традиционно игры используются в воспитании дошкольников, т.к. игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Наряду с другими педагогическими средствами игровые методы используются и в школьном образовании, и в обучении взрослых, т.к. позволяют в комплексе решать задачи формирования знаний, умений и навыков, общей культуры и интеллектуального развития.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение получило развитие вслед за массовым распространением современных информационно-коммуникативных средств, взаимодействия через интернет. Дистанционное обучение предполагает взаимодействие педагога и обучаемых на расстоянии, без непосредственного контакта. Осуществляется с помощью интернет-технологий, при этом сохраняются все компоненты образовательного процесса (постановка целей, освоение запланированного содержания с помощью комплекса средств, методов и форм учебной работы, контроль и коррекция процесса обучения).
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии основаны на организации активного взаимодействия участников образовательного процесса. Кроме решения узких образовательных задач, они имеют широкие возможности для формирования коммуникативных компетенций учащихся. В данную группу включают игры, дискуссии, дебаты, конференции, эвристические беседы и т.п.
Результаты инновационных воспитательных технологий
Применение инновационных систем обучения и воспитания положительно сказывается на эффективности образовательного процесса:
- позволяет осуществлять индивидуализацию и дифференциацию воспитательных воздействий;
- способствует развитию самостоятельности, творческого мышления, умений самостоятельной и эффективной работы с информацией, использования современных информационных технологий;
- помогает в развитии познавательных процессов школьников;
- формирует интерес к интеллектуально-творческой деятельности;
- развивает способности к взаимодействию с людьми.
Инновационные технологии позволяют не только решать новые задачи воспитания, но способствуют формированию новшеств в системе образования, стимулируя творческую деятельность учителей и учащихся.