Переход к постиндустриальной экономике в развитых странах определяется производительностью промышленности, конкурентоспособностью, научным потенциалом и внедрением технологий.
Инновационный кризис в России связан с недостатком государственной поддержки этого сектора экономики, устаревшим промышленным оборудованием, перемещением человеческого капитала и инвестиций за границу. Достичь экономической стабильности не удастся без политики научно-технического развития.
Причины возникновения кризиса
Инновация — это внедрение улучшений в технологию производства для роста востребованности на рынке итогового продукта (услуги, процесса).
Условия инновационной деятельности: обновленный товар поступает в массовое потребление, получает новые свойства, которые повышают его эффективность. Это отличает термин от понятия «изобретение».
Основы инновационной модели экономики:
- интеллектуальный потенциал страны (образование и наука развиваются, получают поддержку государства и крупного бизнеса);
- индекс экономической свободы более 70;
- постоянный поток инноваций (65-80% производства составляют высокотехнологичные предприятия), спрос на них;
- высокие показатели качества жизни;
- движущая сила — человеческий капитал (квалификация, знания, профессиональные навыки и пр.);
- конкуренция во всех отраслях производства;
- образование новых рынков (разработок, идей, продуктов);
- замещение капиталов.
В РФ структура инновационной политики отличается от общемировой, поскольку направлена на получение быстрой прибыли. В результате несбалансированных экономических реформ, спада производства, отсутствия внешних инвестиций развивается кризис.
Негативные процессы происходят не только в этом секторе, они затрагивают и техническую, социальную, финансовую сферы.
Предпосылки научно-инновационного кризиса в государстве:
- Нарушения в структуре самого процесса. Из-за политики государства, отсутствия поддержки научных проектов снижается поток новаторов с идеями. За 2018 г. количество разработок сократилось до 22 тыс. по сравнению со 195 тыс. в 1990 г.
Также уменьшается финансирование со стороны инвесторов, нет внешней поддержки проектов (реклама, продвижение, сотрудничество с техническими специалистами). - Приоритет действующей в России модели бизнеса — быстро получить прибыль. Это препятствует распространению технологий, которые требуют 3-5 лет на все этапы разработки и внедрения. В результате страдают человеческий капитал и качество жизни.
- Нет координации производственной деятельности, экономика на государственном уровне делится на сегменты, которые не связаны друг с другом. Каждое направление получает свои инновационные программы, при этом нет общего плана развития.
- Нет механизмов практического применения нововведений. Поток инноваций образуется из идей, которые часто непригодны для коммерческой реализации. Наблюдается недостаток специалистов по массовой реализации продукта на рынке.
При этом научные и экспертные советы по внедрению новшеств действуют преимущественно номинально. - Упадок науки, образования. Реорганизация в 2013 г. РАН подтвердила, что знания не являются приоритетом в действующей программе экономического развития государства. Это тормозит технический прогресс, внедрение индустрии 4.0, переход экономики к постиндустриальной модели.
- Имитация поддержки научно-технической деятельности. Этапы социально-экономического развития на период до 2015 г., 2020 г., 2035 г. прописываются в соответствующих документах, но не применяются на практике. Эти стратегии включают инновационные, научные и технологические программы, которые не внедряются даже частично.
Основные проблемы в инновационной сфере России
Инновационная деятельность в России эффективно развивается в местных высокотехнологичных инкубаторах (Нижегородский центр инкубации наукоемких технологий, Государственный венчурный фонд Самарской области и пр.).
В свою очередь Фонд содействия инновациям, созданный в 1994 г., на 2016 г. по заключению счетной палаты РФ признан неэффективным и не финансируется в полном объеме.
Формированию новых интеллектуальных рынков и развитию научных сетей на государственном уровне препятствуют следующие факторы:
- в результат реформ 90-х гг. квалифицированные работники перешли из наукоемких производств в частный сектор экономики, который не стимулирует разработку инноваций;
- низкая производительность труда (на примере сельского хозяйства: прибыль в РФ составляет ежегодно $17 тыс., тогда как годовой показатель в США достигает $108 тыс., в Польше — $45 тыс., в Беларуси — $30 тыс.);
- высокий показатель расслоения общества (коэффициент Джини), который указывает на ориентированность бизнеса на финансовую прибыль, а не инновации;
- законодательство, которое не привлекает иностранные инвестиции, но тормозит развитие технологичных отраслей производства;
- отсутствие коммерциализации продуктов новаторской деятельности (объем экспорта наукоемких разработок в России составляет 0,5% от общемирового, тогда как доли Японии — 30%, США — 40%);
- уровень инновационной активности ~11% (в других странах восточной Европы этот показатель равен 30-45%, в прогрессивных Германии и Японии — 80% и 70% соответственно);
- нет внедрения научно-технической деятельности в малый бизнес, отсутствует заинтересованность в диверсификации, кооперации малых и крупных предприятий, появлении экспортно-ориентированных производств;
- сокращение штата научных сотрудников (на 25% по сравнению с 2015 г.), бюджета научных организаций (ФАНО);
- низкое государственное финансирование образования, из-за чего уровень не соответствуют общемировому или даже советскому;
- неосведомленность россиян о необходимости научно-технического прогресса, проблемах в инновационной деятельности страны.
Меры по поддержке инновационной деятельности
В условиях научно-технологического кризиса и общего экономического спада создать наукоемкий потенциал государства возможно только при помощи новых инновационных структур (технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов и пр.).
Проблемы в управлении новаторской деятельностью решаются за счет инфраструктуры для сопровождения производства: от научной разработки до коммерциализации и сбыта потребителям.
Что контролирует инновационная инфраструктура:
- внедрение наукоемких процессов в рыночный механизм;
- поддержку малого и крупного высокотехнологичного производства;
- распределение средств от инвесторов;
- информатизацию общества;
- развитие сферы услуг, повышение ее роли в экономике;
- учет повышенных рисков на всех этапах производственного процесса, использование финансов с учетом потерь.
Пути решения проблем в сфере инновационного развития заключаются в изменениях национальной стратегии. Необходимо поддерживать спрос на высокотехнологичную продукцию малого и среднего предпринимательства.
Это направление уже развивается в законе от 2015 г., который принят для кредитной и гарантийной федеральной поддержки субъектов МСП. За первый год работы компании с госучастием закупили продукцию на 100 млрд руб., к 2018 г. сумма увеличилась до 3 трлн руб.
Для решения проблемы с недостатком финансирования требуется повышение кредитования научных разработок за счет гос. фондов и возмещения процентной ставки за счет госбюджета по программе «Развитие промышленности».
Создание венчурных фондов для корпоративного инвестирования — прогрессивный тренд в высокотехнологичном сегменте.
Практика поддержки крупными международными компаниями (Samsung, Microsoft, IBM, Toshiba и др.) стартапов и инновационных проектов приводит к оптимизации производства, росту технологичности, способствует формированию экосистемы.
В РФ объем инвестиций на венчурном рынке после 2014 г. сократился на 25% из-за сложившейся экономической обстановки. Тем не менее в стране появляются новые фонды (преимущественно в сфере IT и торговли).
Для развития коммерциализации научных разработок необходимо создавать госпрограммы по продвижению стартапов, обеспечить правовой механизм защиты результатов интеллектуальной деятельности, найти новые пути финансирования инновационных программ:
- ресурсы иностранных кредитно-финансовых организаций, биржевой сектор (например, «Рынок инноваций и инвестиций» при Московской бирже);
- краудфандинг.
Переход от теоретических научных разработок к реализации проектов требует переосмысления потребительского рынка, внедрения инновационной инфраструктуры, стабилизации экономики.
Все в статье описано верно.Сам тружусь на заводе 10 лет и по работе бываю на других производства по стране. В большинстве случаев деньги в инновации не находятся от слова совсем, уровень зарплат довольно низкий. Из-за чего большая текучка особенно среди молодежи, да и сама атмосфера отношений между начальником и рабочим похожа на крепостное право. Когда и кто меня это будет? Неизвестно.
Примечательно, что Россия всегда имела, имеет и будет иметь огромный потенциал в сфере инноваций, причем на абсолютно всех уровнях, но так уж повелось, что большие специалисты покидают нашу страну из-за непродуманных законов и недостаточной лояльности со стороны государства, отсюда и идут сомнительные «инновации», всякие слабенькие разработки и так далее. Взять хотя бы отечественные автомобили, которые абсолютно нигде не нужны, кроме как в нашей стране.
И всё это действительно печально, печально, что государство — при его возможностях — ничего не хочет с этим поделать… Не удивительно, что крупные специалисты уезжают.