Инновационный кризис в России: причины возникновения и пути выхода из него

Инновационный кризис в России: причины возникновения и пути выхода из него

Инновационный кризис в России: причины возникновения и пути выхода из него
2
2 488

Переход к постиндустриальной экономике в развитых странах определяется производительностью промышленности, конкурентоспособностью, научным потенциалом и внедрением технологий.

Инновация

Что такое инновационный кризис.

Инновационный кризис в России связан с недостатком государственной поддержки этого сектора экономики, устаревшим промышленным оборудованием, перемещением человеческого капитала и инвестиций за границу. Достичь экономической стабильности не удастся без политики научно-технического развития.

Причины возникновения кризиса

Инновация — это внедрение улучшений в технологию производства для роста востребованности на рынке итогового продукта (услуги, процесса).

Условия инновационной деятельности: обновленный товар поступает в массовое потребление, получает новые свойства, которые повышают его эффективность. Это отличает термин от понятия «изобретение».

Основы инновационной модели экономики:

  • интеллектуальный потенциал страны (образование и наука развиваются, получают поддержку государства и крупного бизнеса);
  • индекс экономической свободы более 70;
  • постоянный поток инноваций (65-80% производства составляют высокотехнологичные предприятия), спрос на них;
  • высокие показатели качества жизни;
  • движущая сила — человеческий капитал (квалификация, знания, профессиональные навыки и пр.);
  • конкуренция во всех отраслях производства;
  • образование новых рынков (разработок, идей, продуктов);
  • замещение капиталов.

В РФ структура инновационной политики отличается от общемировой, поскольку направлена на получение быстрой прибыли. В результате несбалансированных экономических реформ, спада производства, отсутствия внешних инвестиций развивается кризис.

Типы

Типы кризисов персонала.

Негативные процессы происходят не только в этом секторе, они затрагивают и техническую, социальную, финансовую сферы.

Предпосылки научно-инновационного кризиса в государстве:

  1. Нарушения в структуре самого процесса. Из-за политики государства, отсутствия поддержки научных проектов снижается поток новаторов с идеями. За 2018 г. количество разработок сократилось до 22 тыс. по сравнению со 195 тыс. в 1990 г.
    Также уменьшается финансирование со стороны инвесторов, нет внешней поддержки проектов (реклама, продвижение, сотрудничество с техническими специалистами).
  2. Приоритет действующей в России модели бизнеса — быстро получить прибыль. Это препятствует распространению технологий, которые требуют 3-5 лет на все этапы разработки и внедрения. В результате страдают человеческий капитал и качество жизни.
  3. Нет координации производственной деятельности, экономика на государственном уровне делится на сегменты, которые не связаны друг с другом. Каждое направление получает свои инновационные программы, при этом нет общего плана развития.
  4. Нет механизмов практического применения нововведений. Поток инноваций образуется из идей, которые часто непригодны для коммерческой реализации. Наблюдается недостаток специалистов по массовой реализации продукта на рынке.
    При этом научные и экспертные советы по внедрению новшеств действуют преимущественно номинально.
  5. Упадок науки, образования. Реорганизация в 2013 г. РАН подтвердила, что знания не являются приоритетом в действующей программе экономического развития государства. Это тормозит технический прогресс, внедрение индустрии 4.0, переход экономики к постиндустриальной модели.
  6. Имитация поддержки научно-технической деятельности. Этапы социально-экономического развития на период до 2015 г., 2020 г., 2035 г. прописываются в соответствующих документах, но не применяются на практике. Эти стратегии включают инновационные, научные и технологические программы, которые не внедряются даже частично.

Основные проблемы в инновационной сфере России

Инновационная деятельность в России эффективно развивается в местных высокотехнологичных инкубаторах (Нижегородский центр инкубации наукоемких технологий, Государственный венчурный фонд Самарской области и пр.).

В свою очередь Фонд содействия инновациям, созданный в 1994 г., на 2016 г. по заключению счетной палаты РФ признан неэффективным и не финансируется в полном объеме.

Формированию новых интеллектуальных рынков и развитию научных сетей на государственном уровне препятствуют следующие факторы:

  • в результат реформ 90-х гг. квалифицированные работники перешли из наукоемких производств в частный сектор экономики, который не стимулирует разработку инноваций;
  • низкая производительность труда (на примере сельского хозяйства: прибыль в РФ составляет ежегодно $17 тыс., тогда как годовой показатель в США достигает $108 тыс., в Польше — $45 тыс., в Беларуси — $30 тыс.);
  • высокий показатель расслоения общества (коэффициент Джини), который указывает на ориентированность бизнеса на финансовую прибыль, а не инновации;
  • законодательство, которое не привлекает иностранные инвестиции, но тормозит развитие технологичных отраслей производства;
  • отсутствие коммерциализации продуктов новаторской деятельности (объем экспорта наукоемких разработок в России составляет 0,5% от общемирового, тогда как доли Японии — 30%, США — 40%);
  • уровень инновационной активности ~11% (в других странах восточной Европы этот показатель равен 30-45%, в прогрессивных Германии и Японии — 80% и 70% соответственно);
  • нет внедрения научно-технической деятельности в малый бизнес, отсутствует заинтересованность в диверсификации, кооперации малых и крупных предприятий, появлении экспортно-ориентированных производств;
  • сокращение штата научных сотрудников (на 25% по сравнению с 2015 г.), бюджета научных организаций (ФАНО);
  • низкое государственное финансирование образования, из-за чего уровень не соответствуют общемировому или даже советскому;
  • неосведомленность россиян о необходимости научно-технического прогресса, проблемах в инновационной деятельности страны.
Актуальность инноваций

Актуальность инновационной деятельности.

Меры по поддержке инновационной деятельности

В условиях научно-технологического кризиса и общего экономического спада создать наукоемкий потенциал государства возможно только при помощи новых инновационных структур (технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов и пр.).

Проблемы в управлении новаторской деятельностью решаются за счет инфраструктуры для сопровождения производства: от научной разработки до коммерциализации и сбыта потребителям.

Что контролирует инновационная инфраструктура:

  • внедрение наукоемких процессов в рыночный механизм;
  • поддержку малого и крупного высокотехнологичного производства;
  • распределение средств от инвесторов;
  • информатизацию общества;
  • развитие сферы услуг, повышение ее роли в экономике;
  • учет повышенных рисков на всех этапах производственного процесса, использование финансов с учетом потерь.

Пути решения проблем в сфере инновационного развития заключаются в изменениях национальной стратегии. Необходимо поддерживать спрос на высокотехнологичную продукцию малого и среднего предпринимательства.

Это направление уже развивается в законе от 2015 г., который принят для кредитной и гарантийной федеральной поддержки субъектов МСП. За первый год работы компании с госучастием закупили продукцию на 100 млрд руб., к 2018 г. сумма увеличилась до 3 трлн руб.

Для решения проблемы с недостатком финансирования требуется повышение кредитования научных разработок за счет гос. фондов и возмещения процентной ставки за счет госбюджета по программе «Развитие промышленности».

Создание венчурных фондов для корпоративного инвестирования — прогрессивный тренд в высокотехнологичном сегменте.

Практика поддержки крупными международными компаниями (Samsung, Microsoft, IBM, Toshiba и др.) стартапов и инновационных проектов приводит к оптимизации производства, росту технологичности, способствует формированию экосистемы.

Структура инноваций

Структура инновационного процесса.

В РФ объем инвестиций на венчурном рынке после 2014 г. сократился на 25% из-за сложившейся экономической обстановки. Тем не менее в стране появляются новые фонды (преимущественно в сфере IT и торговли).

Для развития коммерциализации научных разработок необходимо создавать госпрограммы по продвижению стартапов, обеспечить правовой механизм защиты результатов интеллектуальной деятельности, найти новые пути финансирования инновационных программ:

  • ресурсы иностранных кредитно-финансовых организаций, биржевой сектор (например, «Рынок инноваций и инвестиций» при Московской бирже);
  • краудфандинг.

Переход от теоретических научных разработок к реализации проектов требует переосмысления потребительского рынка, внедрения инновационной инфраструктуры, стабилизации экономики.

Комментировать
Комментарии
  1. сергей калина
    Ответить

    Все в статье описано верно.Сам тружусь на заводе 10 лет и по работе бываю на других производства по стране. В большинстве случаев деньги в инновации не находятся от слова совсем, уровень зарплат довольно низкий. Из-за чего большая текучка особенно среди молодежи, да и сама атмосфера отношений между начальником и рабочим похожа на крепостное право. Когда и кто меня это будет? Неизвестно.

  2. Андрей
    Ответить

    Примечательно, что Россия всегда имела, имеет и будет иметь огромный потенциал в сфере инноваций, причем на абсолютно всех уровнях, но так уж повелось, что большие специалисты покидают нашу страну из-за непродуманных законов и недостаточной лояльности со стороны государства, отсюда и идут сомнительные «инновации», всякие слабенькие разработки и так далее. Взять хотя бы отечественные автомобили, которые абсолютно нигде не нужны, кроме как в нашей стране.
    И всё это действительно печально, печально, что государство — при его возможностях — ничего не хочет с этим поделать… Не удивительно, что крупные специалисты уезжают.

Это интересно
Adblock
detector