Классические основы преподавания и внедрение инноваций – сосуществование крайностей или разумный баланс?

Классические основы преподавания и внедрение инноваций – сосуществование крайностей или разумный баланс?

Классические основы преподавания и внедрение инноваций – сосуществование крайностей или разумный баланс?
0
2 939

Главную задачу высшей школы можно сформулировать по-разному. Например, используя самые сложные научные дефиниции и словосочетания или применяя более доступные для многих термины и понятия. Можно воспользоваться определением из педагогического энциклопедического словаря или обратиться к простой, но всеобъемлющей формуле: «высшая школа должна научить учится». А вот как это сделать подскажет и педагогический опыт, и, возможно, методические инновации.

Классические основы преподавания и внедрение инноваций

Волшебное слово «инновация»

Преподаватели ВУЗов, начинавшие свою педагогическую деятельность ещё в советские времена, помнят шутку о том, что «партия учит – тела при нагревании расширяются». Она иллюстрирует, до какого абсурда доходили партийные функционеры, требуя применения принципа партийности в преподавании любой, в том числе технической или естественнонаучной дисциплины.

За постсоветский период произошло много изменений в системе преподавания. Но что интересно – место «принципа партийности» недолго пустовало. Лет десять назад в педагогических кругах развернулась дискуссия, спровоцированная появлением книги С. Лескова «Живая инновация: мышление XXI века» и появившимся вслед за этим указанием министра образования А. Фурсенко об использовании книги и самой идеи инновации в преподавании всех предметов. Это ничего не напоминает?

Методические инновации в педагогике

Сейчас инновации охватили все сферы образования. В научной литературе можно встретить информацию о появлении такой науки, как педагогическая инноватика, которая изучает природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций.

View this post on Instagram

Сегодня познакомилась с чудным парнишкой — сотрудником лаборатории компетентностных практик образования МГПУ, ведущим аналитиком "Открытого образования" — Пал Палычем Глуховым. Приятно удивлена, какие молодые люди с ясным видением занимаются образованием в нашей стране. Человек на своем месте, человека прет от своей работы, а меня вот уже несколько часов прет от этой встречи) Павел с группой коллег организует уже несколько лет Российскую компетентностную олимпиаду (группа в контакте так и называется). Олимпиада, по мне, она только номинально — по факту это настоящий образовательный проект, где смысл в процессе, а не в результате. Отличный пример того, каким, на мой взгляд, должно быть подлинное образование. Обещали продолжение осенью, очень хочу продолжения. Кажется, это любовь ? #павелглухов #российскаякомпетентностнаяолимпиада #инновациивобразовании #проектноеобучение

A post shared by E_Senina (@es_senina) on

Термин «инновации» и производные от него используются к месту и не к месту. Примечательно, что люди, ещё вчера не слышавшие об этом, сегодня видят в инновациях чуть ли не единственный путь для решения всех проблем в педагогической сфере. Выработана классификация инноваций, в которой, как наиболее распространённый и характерный тип новшеств в сфере образования, выделены методические инновации.

Современные методические инновации

Это что, дань моде или закономерный процесс? Безусловно, методика преподавания никогда не стояла на месте. И сегодня могут появляться новые идеи, направленные на совершенствование процесса обучения. Только называются они теперь – методические инновации.

Даётся такое определение: методические инновации – это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. А чем это определение по сути отличается от простых – новое в методике или методические нововведения в преподавании?

Было бы странным, если бы профессорско-преподавательский состав отечественных ВУЗов в одночасье, в угоду «инновации» отказался от многолетнего опыта учебной и педагогической деятельности, от классических методических канонов в преподавании.

Основа для методических инноваций

Опытные преподаватели ВУЗов непрерывно работают над совершенствованием способов донесения знаний до своих подопечных. Есть для этого и возможности. Не стоит даже мимолетно сравнивать материально-техническую базу учебного процесса двадцати-тридцатилетней давности с оснащённостью современного среднестатистического учебного заведения. Даже гуманитарные науки могут использовать в преподавании новые технические возможности.

Старые, пассивные методы воспитания и обучения человека, полностью подчинённого интересам государства и общества, изжили себя. Необходимо внедрение новых методических способов формирования самодостаточного, заинтересованного в достижении своих целей индивидуума.

К наиболее интересным моментам этой методики относятся:

  • разработка новых учебных программ, ориентированных на интенсивные методы обучения;
  • увеличение удельного веса самостоятельной работы и выработка методических рекомендаций по самообразованию в существующей системе подготовки специалистов в ВУЗе;
  • переход к более гибкой системе обучения, предусматривающей вариантность в подготовке и применении учебных программ, индивидуальные образовательные векторы;
  • повышение уровня компьютеризации и информированности;
  • совершенствование и использование классических методов обучения с учётом современных технических возможностей.

Принципы обучения

Новые старые методические подходы

Но так ли уж революционны эти новые идеи?

Ещё задолго до появления термина «инновация» и попыток использования современных технических достижений в ВУЗах, многие преподаватели предлагали и, по мере возможности, внедряли в учебный процесс методы, направленные на повышение самостоятельности и активности студента в приобретении знаний и навыков.

Выделялось пять таких методов, каждый из которых способствовал увеличению роли обучаемого в освоении учебной программы:

  • Объяснительно-иллюстративный методический способ, основанный на использовании лектором в ходе изложения материала возможностей экранных пособий различного формата;
  • Репродуктивный метод.С помощью инструкций, правил обучаемый должен самостоятельно пройти путь до получения образца, предложенного преподавателем;
  • Метод проблемного изложения. Педагог выдвигает проблему, ставит задачу и в ходе изложения материала решает её, показывая познавательный путь, ссылаясь на различные методики и точки зрения;
  • Частично-поисковый метод. Предусматривает организацию активного поиска студентами программных задач, поэтапно приобретения знаний под руководством педагога или выполняя его указания;
  • Исследовательский метод. После краткого изложения задачи и предложения некоторых рекомендаций, обучаемый самостоятельно проводит исследование конкретной проблемы.

Учебно-методических подходы

Современные методические инновации используют эти уже проверенные методы, соединяя при этом старый опыт с новыми возможностями.

Активность и самостоятельность

Что же предлагает современная высшая школа для повышения активности и самостоятельности обучаемых в получении знаний?

К таким инновационным методам относятся:

  1. Замена классической лекции на её аналог с применением активных форм обучения. Разновидностей много: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-вдвоём, лекция с запланированными ошибками, лекция-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретной ситуации;
  2. Учебные семинары. Давно известные методические подходы, наполненные новым содержанием. К их разновидностям относятся: междисциплинарные, проблемные, тематические, ориентационные, системные.
  3. Метод учебной дискуссии. Они могут проводится: по материалам лекции, итогам практических занятий, по проблемам, возникшим в сфере будущей деятельности, по публикациям в СМИ.
  4. Учебные встречи «за круглым столом» с приглашением специалистов, руководителей, опытных сотрудников из профильных компаний и предприятий.

Наряду с перечисленными методическими приёмами, которые относят к неимитационным формам обучения, инновации предлагают использование интерактивных методов, включающих имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирование ситуаций, обучение через сотрудничество.

Очень важно, пытаясь внедрить инновационные методики, помнить известное условие любой дискуссии – участники должны находиться в одном смысловом пространстве.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector