Главную задачу высшей школы можно сформулировать по-разному. Например, используя самые сложные научные дефиниции и словосочетания или применяя более доступные для многих термины и понятия. Можно воспользоваться определением из педагогического энциклопедического словаря или обратиться к простой, но всеобъемлющей формуле: «высшая школа должна научить учится». А вот как это сделать подскажет и педагогический опыт, и, возможно, методические инновации.
Волшебное слово «инновация»
Преподаватели ВУЗов, начинавшие свою педагогическую деятельность ещё в советские времена, помнят шутку о том, что «партия учит – тела при нагревании расширяются». Она иллюстрирует, до какого абсурда доходили партийные функционеры, требуя применения принципа партийности в преподавании любой, в том числе технической или естественнонаучной дисциплины.
За постсоветский период произошло много изменений в системе преподавания. Но что интересно – место «принципа партийности» недолго пустовало. Лет десять назад в педагогических кругах развернулась дискуссия, спровоцированная появлением книги С. Лескова «Живая инновация: мышление XXI века» и появившимся вслед за этим указанием министра образования А. Фурсенко об использовании книги и самой идеи инновации в преподавании всех предметов. Это ничего не напоминает?
Методические инновации в педагогике
Сейчас инновации охватили все сферы образования. В научной литературе можно встретить информацию о появлении такой науки, как педагогическая инноватика, которая изучает природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций.
Термин «инновации» и производные от него используются к месту и не к месту. Примечательно, что люди, ещё вчера не слышавшие об этом, сегодня видят в инновациях чуть ли не единственный путь для решения всех проблем в педагогической сфере. Выработана классификация инноваций, в которой, как наиболее распространённый и характерный тип новшеств в сфере образования, выделены методические инновации.
Современные методические инновации
Это что, дань моде или закономерный процесс? Безусловно, методика преподавания никогда не стояла на месте. И сегодня могут появляться новые идеи, направленные на совершенствование процесса обучения. Только называются они теперь – методические инновации.
Даётся такое определение: методические инновации – это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. А чем это определение по сути отличается от простых – новое в методике или методические нововведения в преподавании?
Было бы странным, если бы профессорско-преподавательский состав отечественных ВУЗов в одночасье, в угоду «инновации» отказался от многолетнего опыта учебной и педагогической деятельности, от классических методических канонов в преподавании.
Основа для методических инноваций
Опытные преподаватели ВУЗов непрерывно работают над совершенствованием способов донесения знаний до своих подопечных. Есть для этого и возможности. Не стоит даже мимолетно сравнивать материально-техническую базу учебного процесса двадцати-тридцатилетней давности с оснащённостью современного среднестатистического учебного заведения. Даже гуманитарные науки могут использовать в преподавании новые технические возможности.
Старые, пассивные методы воспитания и обучения человека, полностью подчинённого интересам государства и общества, изжили себя. Необходимо внедрение новых методических способов формирования самодостаточного, заинтересованного в достижении своих целей индивидуума.
К наиболее интересным моментам этой методики относятся:
- разработка новых учебных программ, ориентированных на интенсивные методы обучения;
- увеличение удельного веса самостоятельной работы и выработка методических рекомендаций по самообразованию в существующей системе подготовки специалистов в ВУЗе;
- переход к более гибкой системе обучения, предусматривающей вариантность в подготовке и применении учебных программ, индивидуальные образовательные векторы;
- повышение уровня компьютеризации и информированности;
- совершенствование и использование классических методов обучения с учётом современных технических возможностей.
Новые старые методические подходы
Но так ли уж революционны эти новые идеи?
Ещё задолго до появления термина «инновация» и попыток использования современных технических достижений в ВУЗах, многие преподаватели предлагали и, по мере возможности, внедряли в учебный процесс методы, направленные на повышение самостоятельности и активности студента в приобретении знаний и навыков.
Выделялось пять таких методов, каждый из которых способствовал увеличению роли обучаемого в освоении учебной программы:
- Объяснительно-иллюстративный методический способ, основанный на использовании лектором в ходе изложения материала возможностей экранных пособий различного формата;
- Репродуктивный метод.С помощью инструкций, правил обучаемый должен самостоятельно пройти путь до получения образца, предложенного преподавателем;
- Метод проблемного изложения. Педагог выдвигает проблему, ставит задачу и в ходе изложения материала решает её, показывая познавательный путь, ссылаясь на различные методики и точки зрения;
- Частично-поисковый метод. Предусматривает организацию активного поиска студентами программных задач, поэтапно приобретения знаний под руководством педагога или выполняя его указания;
- Исследовательский метод. После краткого изложения задачи и предложения некоторых рекомендаций, обучаемый самостоятельно проводит исследование конкретной проблемы.
Современные методические инновации используют эти уже проверенные методы, соединяя при этом старый опыт с новыми возможностями.
Активность и самостоятельность
Что же предлагает современная высшая школа для повышения активности и самостоятельности обучаемых в получении знаний?
К таким инновационным методам относятся:
- Замена классической лекции на её аналог с применением активных форм обучения. Разновидностей много: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-вдвоём, лекция с запланированными ошибками, лекция-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретной ситуации;
- Учебные семинары. Давно известные методические подходы, наполненные новым содержанием. К их разновидностям относятся: междисциплинарные, проблемные, тематические, ориентационные, системные.
- Метод учебной дискуссии. Они могут проводится: по материалам лекции, итогам практических занятий, по проблемам, возникшим в сфере будущей деятельности, по публикациям в СМИ.
- Учебные встречи «за круглым столом» с приглашением специалистов, руководителей, опытных сотрудников из профильных компаний и предприятий.
Наряду с перечисленными методическими приёмами, которые относят к неимитационным формам обучения, инновации предлагают использование интерактивных методов, включающих имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирование ситуаций, обучение через сотрудничество.
Очень важно, пытаясь внедрить инновационные методики, помнить известное условие любой дискуссии – участники должны находиться в одном смысловом пространстве.