юридический стартап

Реалии рынка юридических услуг показывают, что запуск юридического стартапа в период кризиса особенно перспективен. Динамика развития молодых юридических компаний подтверждает и факт растущего спроса на их услуги, и неограниченные возможности для опытных юристов, решивших основать свое дело.

Сложности основания успешных юридических стартапов

По статистике примерно 25% действующих сегодня юридических фирм существуют на рынке 10 лет и менее. При этом из 30 стартапов остаются в бизнесе 10-15%. Между всеми успешными молодыми компаниями на рынке юридических услуг есть нечто общее.

основание успешного юридического стартапа

Основателями юридических стартапов во многих случаях являются старшие юристы и главы юридических департаментов крупных компаний. Нередко именно эти специалисты в какой-то момент сталкиваются с отсутствием перспектив дальнейшего собственного профессионального роста и развития интересных им направлений. Для них преимущества запуска собственного стартапа несомненны. Опыт работы в экспертных должностях позволяет профессионально выстраивать взаимодействие с клиентами и партнерами. Однако большинство юридических стартапов сталкиваются с характерными сложностями:

  • Необходимость наряду с собственно юридической практикой осваивать азы предпринимательства;
  • Необходимость нарабатывать собственную клиентскую базу;
  • Сложности верного определения собственной ниши на рынке;
  • Необходимость первичных вложений;
  • Повышенные нагрузки на основателей и команду в течение всего периода запуска (не менее 1 года).

О том, как успешно выстроить бизнес с учетом этих вопросов, и пойдет речь ниже.

Советы юридическим стартапам

советы начинающему стартапу

  1. Уходя от работодателя в «свободное плавание», следует разумно формировать необходимую базу для основания будущего бизнеса. По возможности с работодателем лучше не ссориться, однако и «дарить» ему своих клиентов и свою команду тоже нет смысла. Специфика юридического бизнеса такова, что успех строится не столько на материальной базе, сколько на человеческих взаимодействиях, грамотном выстраивании взаимоотношений с самого начала. И побеспокоиться об этом важно заранее.

    Как известно, многие клиенты юридических компаний обращаются повторно не столько к знакомым брендам, сколько к проверенным специалистам, в какой бы фирме ни продолжалась их практика. Именно эти клиенты составляют ценнейший ресурс юридических стартапов. Не стоит забывать о том, что даже в крупных компаниях до 70% клиентов приходит из личных контактов, рекомендаций и повторных обращений.

  2. Партнерские отношения со всеми соучредителями следует оформлять с самого начала. Должна быть определена роль каждого партнера, оговорены все финансовые вопросы, полномочия и порядок выхода из бизнеса.
  3. Важно правильно соизмерять расходы на начальных порах и верно оценивать, на чем можно сэкономить, а на чем не стоит. На этапе запуска стартапа нет необходимости в аренде дорогого офиса. Имеет смысл при регистрации юридической фирмы выбирать такую организационно-правовую форму, при которой налоговое бремя будет минимальным. Наиболее важным вложениями на этапе стартапа являются кадры.
  4. При выборе приоритетных практик важно не распыляться на множество направлений и сразу выбрать приоритетные. При желании развиваться в разных направлениях имеет смысл добавлять новые по мере развития бизнеса. Приоритетные же практики стоит по возможности определять, исходя из текущего спроса на рынке юридических услуг.

Планирование

планирование создания юридического бизнеса

Одним из ключевых факторов успеха является грамотное планирование деятельности стартапа. Многих ведущих специалистов, покидающих работодателя и стремящихся открыть свое дело, подводит одно стремление: переоценка возможностей развития практик, которые им наиболее интересны. И в этом вопросе очень важно соизмерять компетентность (свою и команды) и реальный спрос услуги в желаемых практиках. С одной стороны, на начальных этапах работы стартапа основатели и команда работают в режиме постоянного стресса, и главной поддержкой для них является именно энтузиазм и интерес к выбранным направлениям деятельности. С другой, начало движения может быть успешным, только если двигаться «по ветру». Поэтому планирование — неизменная составляющая успеха — необходимо еще до начала деятельности фирмы.

Одна из важнейших составляющих плана юридического стартапа — четкое определение приоритетных практик.

Стартап может быть ориентирован на развитие типа бутика или на мультисервисную деятельность, но в любом случае начинать целесообразно с узкого спектра услуг.

Практика показывает, что стремление с первых же шагов охватить всё, попытки создать задел в различных направлениях будущей деятельности, приводят к тому, что уровень услуг не оправдывает ожиданий качества клиентов ни в одной из практик, что приводит к краху большинства стартапов.

Не менее важной составляющей является и финансовая. Необходимо грамотно соотносить необходимые расходы на развитие бизнеса, планирование получения прибыли и стратегию развития стартапа для достижения поставленных целей.

Формирование команды

команда для начала стартапа

Как уже было отмечено, в юридическом бизнесе определяющим фактором успеха является правильный подбор команды. И здесь важно придерживаться нескольких несложных правил:

  • С самого начала определить роли основателей компании;
  • Подбирать новых специалистов по факту актуальности;
  • Не экономить на бэк-офисе;
  • Грамотно формировать кадровую политику.

Как правило, среди основателей мало желающих единолично возглавить бизнес, поэтому личность руководителя обычно определяется с самого начала. Если бизнес создается усилиями нескольких партнеров, важно изначально оговаривать полномочия каждого. Если же юридическая фирма создается «в две руки» или уже на первых порах необходимо привлечение в команду новых экспертов, важно не увлечься чрезмерной свободой возможностей стартапа.

В отличие от крупных компаний стартап может себе позволить не ограничиваться какой-либо политикой и привлекать в свои ряды самых разных специалистов с различными уровнями загрузки. Однако приоритетными должны быть ближайшие планы развития компании: начинать сотрудничество следует с теми экспертами, которые нужны для развития приоритетных практик, а не направлений, развитие которых планируется в более отдаленном будущем.

Подбором новых специалистов следует заниматься самостоятельно, не доверяя эту задачу кадровым агентствам.

Причина приоритетности самостоятельного подбора — в том, что кадровые агентства, как правило, ориентированы на выбор наиболее высокооплачиваемых соискателей. А речь идет о формировании собственной команды с учетом ее специфики.

Ориентиры и перспективы

перспективы юридического стартапа

Частая ошибка основателей стартапов — изначальный ориентир на лидеров мирового рынка во многих аспектах, от структуры до спектра услуг. Однако не стоит забывать, что мировые лидеры строили бизнес десятилетиями. Некоторые особенности работы компании достигаются только на определенном этапе развития, и попытки сформировать их изначально могут быть попросту невозможны. Поэтому золотое правило в этом вопросе — идти от простого к сложному: установив ориентиры изначально, понять, на какие из них опираться изначально, а к каким двигаться поэтапно.

Что касается развития мультисервисной компании, важно также понимать, что добавление новых практик целесообразнее отложить на следующий этап развития бизнеса, после эффективной «раскрутки» базовых направлений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Согласен, нужно не только в законах разбираться, но и предпринимательскую жилку иметь. Клиентов нужно привлекать низкими ценами, скидками, акциями. Первый год ты вообще работает для клиентов, а потом уже на себя.

  2. Начинала работать в одной из подобных контор, могу на личном опыте сказать, что в большей степени конечно же все зависит от руководителя. Поставленной им задачи, подборе квалифицированного персонала, а так же не стоит забывать и о личных качествах человека и его грамотности и багаже знаний.

  3. Успешность получить очень сложно, ведь мало зависит от умения запускать проекты, надо быть и самому хорошим юристом, который реально выигрывает дела, а не хорош лишь на словах при предложении услуг, хотя в целом статья четко отражает суть всех забот по этому делу.

  4. Главное, как по мне, это сформировать команду. Если в рядах фирмы профи, которые разбираются в проблемах клиентов вплоть до самых мелочей — дело пойдет. А там уже сарафанное радио поможет привлекать больше людей.

  5. У нас в городе вообще огромный наплыв стартаперов. При этом, у них есть отличные идеи, но вот проблема именно в количестве таких деятелей. Многие идут к дилетантам, которые купили рекламу и раскрутились, а на действительно интересные идеи, увы, не обращают внимание.

  6. Статья полезная, причём жизненная, спасибо. Клиентов нужно не завлекать ценами, скидками, акциями, как написано в коментарии предыдущем, а им нужно показать, что ты хороший специалист, а не купил диплом и решил построить свой мир. Даже работая для себя, не нужно забивать на клиентов. Даже самые верные и проверенные могут уйти, поменять точку зрения. Согласен с автором, что нужно запускать свой стартап на рынке юридических услуг, но при наличии внутреннего «стержня». Вложения всегда были, есть и будут в любом бизнесе. Но деньги решают не всё, всё дело в голове, желании, стремлении, и конечно же в хорошей и трудолюбивой компании.

  7. По моему мнению квалификация работников юридической фирмы не столь существенна по одной простой причине — отсутствие в государстве суда как такового. Для стартапа куда важнее реклама, чтобы привлекать внимание клиентов.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here